Главное правило водителя — никогда не оставлять место ДТП – может стать неактуальным: в Москве планируется эксперимент, в рамках которого автомобилистам разрешат уезжать с места аварии, если нет пострадавших. Эксперимент пройдет на крупнейших магистралях — на МКАД, ЦКАД, ТТК и московских хордах. Главная его цель — предотвратить появление новых жертв: по словам экспертов, нередко люди гибнут уже после пустяковых ДТП, когда выходят из машины, чтобы поставить знак аварийной остановки или подписать бумаги.
Правило прописано в законе, однако автомобилисты не забывают и передавать его друг другу из уст в уста — если произошла авария, уезжать до окончательного решения всех формальностей нельзя. Эту ситуацию хотят изменить: как сообщили в столичном Департаменте транспорта, пилотный проект-эксперимент поддержали на правительственной комиссии по безопасности дорожного движения. Если нет жертв, водители смогут уехать, а подробности аварии будут узнавать по записям с видеокамер. Результаты эксперимента лягут в основу поправок в ПДД.
Задача эксперимента — разгрузить дороги (ДТП почти всегда влечёт за собой пробку), а также сократить число смертей на дорогах. Соблюдение правил нередко оборачивается трагедией. Как объяснил в беседе с корреспондентом «МК» автоэксперт Александр Шумский, опасность в том, что люди гибнут не в результате ДТП, а уже после них.
– Основная проблема в том, что люди, попадая в аварии, вынуждены действовать по правилам дорожного движения: остановиться и не трогаться с места, выйти из машины, договориться с другим участником ДТП о составлении европротокола либо вызвать ГИБДД.
Если участников больше одного, либо кто-то уехал, вариантов нет — придется вызывать ГИБДД. Познакомиться, договориться, выставить знак аварийной остановки... всё это занимает минимум 20 минут, а люди ещё и в шоковом состоянии, нервничают. В результате — выходят из машины и попадают под другие машины.
В Москве, по нашим подсчётам, 20-40 человек ежегодно погибают именно при таких обстоятельствах, а во всей стране — до тысячи человек. Причём в статистику они попадают как пешеходы (они ведь вышли из машины). История абсурдная.
Этот эксперимент — результат многолетней аналитической работы, когда мы рассматривали каждую аварию по камерам видеонаблюдения. Мы пришли к выводу, что в случае аварии нужно немедленно покинуть проезжую часть. Как угодно — глазами, жестами, руками — но водители должны определить: мол, съезжаем вон туда, на обочину. В 90% случаев водители не оспаривают свою вину, если всё очевидно, а в остальных случаях поможет запись на видеокамерах. Поэтому уезжать можно без страха. Конечно, потребуются поправки в ПДД и изменения в КоАП РФ.
Речь идёт о том, чтобы людей не лишали прав за оставление места ДТП — напомним, что, согласно существующим правилам, даже в случае «мелкой» аварии вроде поцарапанного бампера соседской машины или «поцелуя» на выезде из двора нужно дождаться на месте происшествия. Даже если вы оставили записку, можно лишиться прав до полутора лет или получить административный арест до 15 суток — разумеется, если пострадавшая сторона не захочет уладить дело миром.
По словам Шумского, на скоростных трассах риски особенно велики: другие машины, едущие по той же полосе, могут не успеть затормозить или не заметить знак аварийной остановки. Поэтому распространена ситуация, когда в стоявшие после ДТП две машины врезается третья — скорость движения транспортных средств по магистралям высокая.
Глава столичного дептранса Максим Ликсутов подчеркивает, что все магистрали Москвы оборудованы огромным количеством камер видеонаблюдения, так что проблем с материалами, которые можно будет представить в страховую компанию и в органы полиции, не ожидается.
Однако инициативу поддерживают не все. Так, например, председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов задает вполне логичный вопрос: как быть в тех случаях, когда водитель находился в неадекватном состоянии в момент ДТП? Если пьяный автомобилист уедет, то доказать факт его опьянения во время аварии по данным записей видеокамер будет невозможно.