О баснословных богатствах Пригожина ходили легенды. Главным источником денег в его бизнес-империи являлись контракты на поставку продуктов питания Российской армии. Это «золотое дно» кому-то должно было достаться. Тем временем «Наша Версия» выяснила, что в государственных реестрах начала пропадать информация о новых владельцах компании Пригожина.
Ещё в 2012 году 51% всех подрядов на питание армии, по подсчётам Forbes, было сосредоточено в структурах RBE Group – холдинге самарского предпринимателя Андрея Шокина. Во главе АО «Военторг» – госкопании, которая проводила закупки в интересах Минобороны, – тогда стояла Марина Лопатина. Замом у неё был Леонид Тейф. Именно ему пресса приписывала тесные деловые контакты с Андреем Шокиным. Но это не обеспечило его вечными заказами. Пробивные структуры Евгения Пригожина впервые начали получать тендеры «Военторга» ещё тогда.
Произошло это вряд ли случайно. Полный тёзка Леонида Тейфа ешё в 2006 году засветился в должности директора ЗАО «Терра Нова», получившего право создавать намывные территории в Санкт-Петербурге на берегу Финского залива. По соседству с «Терра Нова» берега намывала компания «Мегалайн». Деловая пресса связывала её с бизнес-интересами Пригожина. Формальной связи ЗАО «Терра Нова» со структурами Евгения Пригожина обнаружить не удалось. Хотя сложно избавиться от ощущения, что в середине нулевых Евгений Пригожин и Леонид Тейф работали, что называется, «на одной поляне». Тогда логично, что спустя несколько лет их компании уже могли решать вопросы о поставках продуктов в армию. Кстати, в 2018 году ФБР провело обыски в особняке Тейфа в штате Северная Каролина. По версии американцев, будучи на высоком посту в «Военторге», Тейф якобы получил 150 млн долларов в виде «откатов», вывел деньги из РФ и пытался отмыть их в США. В 2021 году Леонид Тейф отправился на пять лет в тюрьму по приговору американского суда.
Сытый заказчик
Однако затем сменилось руководство в АО «Военторг». Вместо Марины Лопатиной её возглавил и возглавляет до сих пор Владимир Павлов. Он ведёт непубличный образ жизни, но после начала СВО российская пресса стала обращать внимание на его персону. Сообщалось, что 65-летний функционер также управляет гостиничной сетью Минобороны «Славянка» (годовые обороты до 1 млрд рублей) и занимает пост вице-президента Федерации рестораторов по вопросам питания в силовых ведомствах страны. У Павлова есть и собственный бизнес – доля 37,5% в ООО «Консул». Фирма управляет банкетным залом в историческом здании Дипломатической академии МИД РФ на Остоженке. Есть данные, что «Консул» регулярно заключает госконтракты на организацию питания для высоких гостей, имеет ежегодные доходы 15–25 млн рублей, но в целом компания балансирует на грани рентабельности. Life.ru также описывал связь полного тёзки главы «Военторга» с «Инградом» – это один из крупнейших в стране строительных холдингов, часть концерна «Россиум» Романа Авдеева.
Доля наследников
Что касается компаний, работавших с «Военторгом» в интересах Евгения Пригожина, информация о них максимально скрыта. С 2013 года фирмам Пригожина, по данным источников «Форбса», Минобороны отвело 92% рынка кейтеринга. Многие считали, что за закупками продовольствия у структур Пригожина могли маскироваться расходы на содержание группы «Вагнер», но оказалось, что это не так. «Из государственного бюджета мы полностью финансировали эту группу», – говорил президент прошлым летом. По его словам, только с мая 2022 года по май 2023-го на денежное содержание и стимулирующие выплаты ЧВК государство заплатило 86 млрд и 262 млн рублей. И уже сверх того принадлежащая Пригожину компания «Конкорд» через «Военторг» получила 80 млрд рублей.
Таким образом, выходит, что если контракты заключались на год, то кормить армию фирмы Пригожина должны были как минимум до конца 2023 года. Уже после смерти основателя бизнес-империя Пригожина могла ли получить десятки миллиардов рублей от «Военторга»? Мы решили изучить сведения о фирмах Пригожина в открытых реестрах юрлиц. Однако неожиданно выяснилось, что данные в них как раз сейчас обновляются. Ещё неделю назад в карточках учреждённых Пригожиным компаний стояло его имя. Теперь во многих случаях красуется пометка «доступ к сведениям об учредителе ограничен ФНС». Это произошло, в частности, с одной из флагманских компаний пригожинской бизнес-империи – ООО «Конкорд менеджмент и консалтинг». Известно, что в декабре 2023 года у фирмы появился новый директор – Владислав Писарёнок. Согласно постановлению правительства № 729 пометка об ограничении данных может появляться лишь в двух случаях: либо в отношении уполномоченного банка по гособоронзаказу, либо данное юридическое лицо имеет место нахождения в Крыму или в четырёх новых субъектах России. Между тем место нахождения «Конкорда» – это Санкт-Петербург, и оно не менялось с 1997 года. Что же случилось? Может быть, новые владельцы не хотят светить своё имя? Аналогичная история произошла с ООО «Ритм», которое занимается управлением недвижимостью.
Кстати, опубликованные ранее сведения показывали, что компании, непосредственно принадлежавшие Пригожину, не имели многомиллиардных оборотов. Предположительно, финансовые потоки были раздроблены между множеством фирм, зарегистрированных то ли на доверенных людей, то ли вовсе на подставных лиц.
Типичный пример: в 2019 году ООО «Комбинат питания» с многомиллиардной выручкой перешло от ООО «Конкорд менеджмент и консалтинг» некоей Екатерине Росликовой. Одним их доверенных лиц Евгения Пригожина, очевидно, был погибший вместе с ним Валерий Чекалов. На Чекалова было оформлено АО «Нева». По данным «Фонтанки», из АО «Нева» на следующий день после гибели владельца (как такое возможно?) было выделено АО «СК-Д». И действительно, АО «СК-Д», по официальным данным, зарегистрировано 25 августа 2023 года. Компания занимается управлением недвижимостью. По имени руководителя АО «СК-Д» связано с компанией «Континенталь». В штате созданного в 2019 году «Континенталя» всего один человек, однако в 2022 году его чистая прибыль составила 1,9 млрд рублей. С 11 января 2024 года в «Континентале» новый директор – Анастасия Темичева. Возможно, как-то так и может выглядеть след финансовых потоков пригожинской бизнес-империи, но формально эти миллиарды не имеют никакого отношения ни к покойному, ни к членам его семьи. Кто реально их контролирует – секрет. Сведения об учредителях АО «Континенталь» в государственных реестрах скрыты.
Конкретно
- В конце февраля исполнилось полгода с даты смерти завещателя и наследники получили право оформить на себя причитающееся имущество. Как видно, они воспользовались возможностью скрыть свои имена из открытых реестров. Судя по открытой информации, сын Евгения Пригожина Павел оставил в своих руках девелоперские активы – ООО «Лахта Плаза», «Лахта парк Премиум», «Лахта Парк», «Плаза». Эти компании управляют элитной недвижимостью в Санкт-Петербурге
- Младшая дочь бизнесмена Вероника ещё при жизни отца получила компанию, которая управляет гостиницей Red Stars. Также ей, возможно, отошёл бизнес по обслуживанию плавучих ресторанов, которые курсируют как по Москвереке, так и по Неве
- Гостиничный бизнес достался старшей дочери покойного 31-летней Полине. У неё в залоге находятся доли в ООО «Отель сервис», которое управляет гостиницей Trezzini Palace на Университетской набережной в Санкт-Петербурге
- Супруга Евгения Пригожина ещё при его жизни сменила фамилию. Объяснения ходят разные: то ли от санкций спасалась, то ли поссорилась с мужем. За ней остались кондитерский бутик «Музей шоколада», питерский Магазин купцов Елисеевых и созданное в 2022 году ООО «Агат-А», которое занимается арендой и управлением имуществом.