«У такой красивой девушки должен быть красивый номер телефона. Я угадал?» Так представляют технику пикапа многие мужчины и женщины. Когда-то давно примерно так оно и было, но времена меняются, и подход к техникам соблазнения тоже. Неизменно лишь одно: желание людей научиться знакомиться и общаться с противоположным полом и готовность платить за подобное обучение деньги.
В Москве можно легко на первых страницах поисковиков найти пару десятков курсов соблазнения, и это только мужские курсы. А еще есть женские. По оценкам игроков рынка, его объем составляет несколько сотен миллионов рублей. И несмотря на кризис, рынок вырастет. «Кризис «вычищает» рынок, – замечает создатель компании Pickup.ru Сергей Лыкосов. – Часть компаний уходит, остаются сильнейшие. Средний чек за услуги будет расти».
Обучиться навыкам соблазнения можно с разными целями и за разные деньги. Кто-то ставит своей целью найти спутницу жизни, кому-то хватит одной яркой ночи. За 1000 руб. можно купить видеокурс по соблазнению. Стоимость тренингов варьируется в диапазоне от $300 до $3000. На самом деле верхнего предела для ценника нет, тут все зависит от правильно сформулированного предложения от пикап-тренера и личного желания заказчика.
Теория большого взрыва личной жизни
«У нас была компания студентов, примерно как в «Теории большого взрыва», все ученые, общее количество баллов IQ зашкаливает, – рассказывает Сергей Лыкосов. – А в личной жизни все беспросветно. В Интернете кто-то нашел книгу Росса Джеффриса «Как затащить в постель женщину своей мечты». С нее-то все и началось». Росс Джеффрис в своей книге рассматривал женщину как объект, и объект достаточно примитивный. «Рецепты» книги относительно просты, но американская теория соблазнения 1992 года выпуска в России не работала. Сергей Лыкосов экспериментировал с концепцией, пытаясь адаптировать ее для русских дам. В 2004 г. выпускник факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Лыкосов пришел к идее создания собственного бизнеса. Так появился проект Pickup.ru.
Первоначальные инвестиции в размере 200 000 руб. удалось привлечь за счет дружественного займа. «Бизнес-план я не составлял, поэтому требуемую сумму определил на глазок, – поясняет Сергей Лыкосов. – Основная часть затрат пришлась на создание качественного сайта, рекламу в Интернете и аренду приличного офиса». Вернуть долг получилось спустя полтора года: бизнес стал приносить прибыль.
В 2004 г. основными клиентами проекта были студенты и выпускники вузов. Одним из самых популярных вопросов был «Как сделать свидание с девушкой минимально затратным». Сергей Лыкосов и его команда проводили массовые тренинги, помогая молодым людям решать проблемы взаимоотношений с противоположным полом. «В США подобные тренинги, которые делались сразу на 50–60 человек, длились по 20 часов (четыре дня работы) и стоили порядка $10 000 с человека, – говорит Сергей. – У нас все это стоило около $700. Целевая аудитория была не настолько платежеспособной, чтобы позволить себе дорогие тренинги. Да и на свиданиях с девушками хотели поменьше тратить». Ситуация изменилась в 2006–2007 гг. Поколение пикаперов подросло, и они захотели развлекаться в ночных клубах. Но в приличных клубах имеются фейс-контроль и дресс-код. «Здесь случилась перестройка сознания, – слегка иронизирует Сергей. – Вчерашние выпускники поняли, что пришло время зарабатывать деньги сначала на приличные вещи, в которых можно войти в хороший клуб, а потом и на организацию свиданий с девушками. Эпоха халявщиков закончилась».
Эволюция пикапа
С 2004 г. по 2009 г. представления о технологиях пикапа менялись. Ближе к середине 2000-х «гуру» пикапа размножались, как копии на принтере. Чего только не продавали «мастера» на своих тренингах – от сильно упрощенных техник нейролингвистического программирования (НЛП) до абсолютно шарлатанских схем управления «потоками энергии». Народ исправно платил за «ценные знания», но со временем требования поменялись. От примитивной цели «уложить в постель как можно больше красивых девушек» профессионалы пикапа пришли к более социально приемлемой задаче: научить мужчин строить отношения с девушками, не прибегая к заезженным шаблонам.
В 2009 г. команда Сергея Лыкосова систематизировала свои знания и опыт. Теперь специалисты компании Pickup.ru декларируют принципиально иной подход к пикапу. «Чтобы получить девушку своей мечты, мужчина должен, во-первых, честно ответить самому себе, а соответствует ли он девушке (чаще всего нет), а во-вторых, начать работать над собой, – рассказывает о новой концепции Сергей. – Сейчас мы отказываемся от массовых тренингов в пользу индивидуальной работы. И удовольствие это недешевое, стоимость обучения начинается от 50 000 руб., верхняя планка легко может составить несколько миллионов рублей».
С обучающимся мастерству соблазнения работают сразу несколько специалистов: личный тренер (часто психолог по образованию), стилист и несколько помощников. Команда может решать целый спектр проблем: научить общаться с женщинами и понимать их, завоевать симпатии девушки, которая давно нравится, и даже вернуть возлюбленную после крупной ссоры. На Pickup.ru чудес, правда, не обещают. «Мы четко осознаем, что способны решить не всякую проблему. Когда проект провальный или не соответствует нашим моральным принципам, мы за него не беремся. Не всякую девушку можно соблазнить по заказу, не каждую бывшую вернуть» – честно сказано на одной из страниц сайта. Поэтому перед началом работы с клиентом проводится диагностика его целей и возможностей.
До кризисного 2014 г. в среднем за год за услугами специалистов Pickup.ru обращались 500 человек, из них около 100 женщин. Женский вариант проекта – Womanlove.ru – появился в 2005 г. Но основную часть дохода по-прежнему приносит работа с мужской аудиторией.
От флирта к делу
Женских тренингов на рынке тоже в изобилии. Бывают и с названием «пикап», но это не совсем правильное название. «У мужских пикап-тренингов основная цель все-таки – как можно быстрее перевести вертикальные отношения в горизонтальные, – считает автор курса «Школа охоты», тренер Алиса Метелина. – Цель женских тренингов – научиться быть популярной у мужской аудитории, чтобы иметь возможность выбрать идеального партнера для построения длительных отношений. Поэтому пикап – это все-таки мужская история. Спрос на женские тренинги сейчас стабильный, цены тоже не меняются уже достаточно долго. Четырехдневный курс стоит 18 000 руб., есть и индивидуальные занятия, цена на которые начинается от 50 000 руб. Но я рекомендую групповые занятия, они более эффективны».
Если мужские пикап-тренинги выходят к более платежеспособной аудитории, и средний чек растет, то женские тренинги держат планку цен – стабильный спрос позволяет комфортно зарабатывать на аудитории с достатком средним и выше среднего.
Лидерами российского рынка пикапа могут считаться Pickup.ru и РМЭС, у которых есть и мужские, и женские проекты. В категории женских тренингов, пожалуй, самыми успешными являются тренинги Алисы Метелиной.
Еще один источник доходов для пикап-тренеров – корпоративный сегмент. «Недавно к нам обратилась крупная компания с просьбой поработать с их промоутерами, – рассказывает Сергей Лыкосов. – В компании справедливо решили, что если мы умеем находить общий язык с женщинами, то и их кадры сможем научить эффективно общаться. Мы продумали специальный тренинг и реализовали его. Обошлось это компании примерно в 7 млн руб.».
Больше половины рынка корпоративных тренингов – это тренинги по продажам, поэтому зайти в этот сегмент хотели бы многие. «Пикаперы давно делают попытки зайти на рынок корпоративных тренингов по продажам, и у них есть сильные стороны, – рассуждает бизнес-тренер, к.э.н. Андрей Анучин. – Техники пикапа направлены на быстрое установление контакта, что для продаж – 90% успеха. Но, во-первых, техники установления контакта для мужчин и женщин различаются, следовательно, на смешанной аудитории пикаперские техники теряются – получается обычный тренинг по продажам, слегка разбавленный пикапом. Во-вторых, у пикаперов в России не совсем удачный для бизнеса образ. Крупные компании вряд ли будут воспринимать тренеров из этой среды как серьезных людей. В-третьих, тренинги по продажам от пикаперов будут работать только в сегменте b2c, когда решение о покупке принимает один человек и время на принятие решения невелико. В сегменте b2b, где решение принимают несколько человек и сделка длится до полугода, пикаперские техники будут малоэффективны».
«Успеха на рынке тренингов по продажам смогут достичь те пикап-специалисты, которые станут первоклассными экспертами в области продаж, – резюмирует руководитель практики «Развитие персонала продаж» «КСК групп» Михаил Графский. – И которые ради решения задачи смогут отойти от любимых пикап-техник и сумеют привнести в решение бизнес-задач другие методы и подходы. Иначе, работая на тренинге продаж, они так и будут продолжать проводить тренинг по пикапу».
Свои обороты проект Pickup.ru не раскрывает. А вот о планах Сергей охотно рассказывает: «Мы пробовали работать в регионах, но быстро поняли, что такое развитие нам пока не нужно. Работать имеет смысл только в крупных городах, где есть платежеспособные мужчины и женщины. В России это Москва и Санкт-Петербург. Это не франшиза, все тренинговые мероприятия там мы организовываем своими силами. Действительно, квалифицированные специалисты в этой теме – штучный товар. Сейчас в команде компании всего шесть тренеров».
Рынок пикап-тренингов в России прошел путь от бедных студентов до состоятельных и успешных мужчин, готовых вкладывать в себя. Когда-то пикап начинался для того, чтобы студенты могли конкурировать с золотой молодежью, но прошло время, и все вернулось на круги своя: позволить себе красивых женщин могут обеспеченные мужчины. Те, кто не смог заработать на «соблазнительное» образование, должны постигать искусство общения с дамами самостоятельно. Или надеяться на удачу.