С 5 апреля на огромном количестве улиц в центре Москвы (преимущественно внутри Садового кольца) тариф на платную парковку стал практически единообразным, по высшей категории — 380 рублей за час. И если местные жители по-прежнему вправе оформить резидентские разрешения, то тем, кто привык приезжать в центр по своим делам — на работу, в музеи, в магазины, на церковные службы в старых храмах, – придется раскошелиться не по-детски.
Филипповский переулок (рядом с Арбатом). Еще 4 апреля парковка тут была бесплатной, потому что воскресенье — и свободных мест в переулке оставалось два-три. Основная публика — семьи с детьми, приехавшие погулять на Старый и Новый Арбат, побродить по знаменитым переулочкам, воспетым в «Мастере и Маргарите». В понедельник здесь уже «зона 380». Однако свободны те же самые, что и накануне, 2–3 места, остальные заняты и по новым расценкам.
— У меня резидентское, — бросает мужчина в длинном, остромодном нынешней весной бежевом пальто, выходящий из британского джипа, стоимостью в квартиру (не на Арбате, конечно, а где-нибудь на окраине). И скрывается во дворе дореволюционного доходного дома, где плотно припаркованы еще пять машин, явно подпадающих под «налог на роскошь».
Красный немолодой спорткар мигает сигнализацией. За руль прыгает молодой парень, на вопрос — не дорого ли теперь парковаться, только смеется. У него явно хорошее настроение даже в понедельник — и понятно, почему: на штурманское место прыгает воздушное создание на высоких каблучках, через секунду автомобиль сотрясает переулок рыком и срывается с места.
На это место тут же встраивается еще один джип — оттуда мама выводит дочку лет десяти. «В школу ездим на машине, по-другому никак, — рассказывает Ольга, живущая в соседнем переулке. — Может быть, теперь хоть чуть полегче будет парковаться: в рабочий день найти место проблема, потому что все, кому надо в центр, ехали в переулки. А вообще-то это неправильно — у нас тут всегда была тишина, свой уютный мир. Все это закончилось, когда я была маленькой, а Арбат сделали пешеходным, с тех пор становится только хуже и хуже».
Да, «лазейки» по 150 рублей с бесплатным воскресеньем там, где рядом есть «зона 380», надежно прикрыли. Наравне с прочими участками в центре города пострадало Замоскворечье — здесь фактически исчезла возможность заехать в переулок вместо заведомо дорогих Пятницкой или Большой Ордынки и припарковать машину за 150 рублей. Единый тариф — 380 рублей в час. Правда, количество машин на улицах такое же — либо люди еще не знают об изменении цены, либо готовы заплатить лишнего, но не менять свои привычки.
Малый Толмачевский переулок — традиционно центр притяжения автомобилистов: здесь оставляют свои машины те, кто приехал в Третьяковскую галерею (а до пандемии — еще и клиенты визового центра Италии). В полдень в понедельник здесь свободно, максимум 2–3 места — правда, ротация автомобилей тоже приличная. Не проходит и 5 минут, чтобы никто не приехал и не уехал.
— Сейчас, уже выезжаю, только в приложении кнопку нажму, чтобы счетчик парковки закрылся! — на бегу кричит мужчина в мобильный телефон, затем открывает дверь зеленого внедорожника и резко снимается с места. Конечно, можно было бы пренебрежительно фыркнуть: мол, из-за 100 рублей такая паника! Но понимаешь — для человека, который передвигается на машине, за день таких сторублевок набирается несколько.
На фоне разговоров о подорожании парковок в центре города многие упустили нюанс — кое-где появились новые платные парковки. Особенно досталось Северному округу: теперь стоит денег парковка на улицах Серегина, пилота Нестерова, Степана Супруна и Константина Симонова, на Часовой и улице Космонавта Волкова, на Выборгской улице и на Лихоборской набережной. В остальных районах Москвы ограничились точечными ударами — например, платная парковка введена на улице Лапина, 2-м Краснокурсантском проезде, в Солдатском переулке и на Гольяновской улице в Лефортове, на набережной Марка Шагала и улице Архитектора Щусева в новом районе ЗИЛ, на участке Сормовской улицы в Выхине.
Зато подешевела (да, так тоже бывает) парковка на трех участках в Москве: на Дербеневской набережной и прилегающих переулках, во 2-м и 4-м Самотечных переулках близ метро «Достоевская», а также на Средней Переяславской улице, в Переяславском и Банном переулках.
— Выбор тарифа для той или иной зоны производится по сложному алгоритму, — рассказали «МК» в управе района Аэропорт. — Во внимание принимается прежде всего загрузка парковочного пространства. Если мест хронически нет, зону повышают, если появляется слишком много свободных мест — понижают. Но есть два момента: первый — голос местных властей, по сути, совещательный, все решает АМПП (Администрация московского парковочного пространства, структура Дептранса. — «МК»). Второй — при нынешней обстановке с парковками и гаражами почти нигде не бывает слишком много свободных мест, поэтому процесс идет в основном в одну сторону.
Волков переулок — это уже Пресненский район, за пределами Садового кольца. Здесь тоже «зона 380» — прежде всего потому, что рядом Московский зоопарк, посетители которого всегда нуждаются в парковочных местах. В понедельник днем нет ни одного свободного места. Хотя вот оно — одно — как раз освобождается: еще один внедорожник ценой в квартиру (ну простите — в Москве, особенно в центре, теперь если не такси и не каршеринг — то премиум-класс) пискнул сигнализацией, из клубного дома к нему неспешно спустился элегантный мужчина. На пустующее место немедленно встраивается джип постарше, но все равно черный и «четкий». «Горки — номер такой-то» — гласит пропуск на лобовом стекле. Из машины высаживается эффектная женщина с двумя детьми, немного колдует над парковочным приложением и направляется в зоопарк. Спрос, похоже, есть и по таким тарифам.