Из-за роста заболеваемости Татьяна Голикова предложила ввести нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября. Кто и как будет работать в нерабочие дни, какие регионы могут ввести их раньше и как это отразится на экономике — разбирался РБК
Вице-премьер Татьяна Голикова предложила ввести нерабочие дни на территории России с 30 октября по 7 ноября включительно из-за ситуации с распространением коронавируса. Инициативу Голикова озвучила на заседании президиума координационного совета по борьбе с коронавирусом. При этом у регионов «со сложной эпидемиологической ситуацией» будет возможность увеличить срок нерабочих дней и ввести их уже с 23 октября.
Премьер-министр Михаил Мишустин поддержал предложение объявить нерабочие дни. Окончательное решение примет Владимир Путин. В среду Голикова озвучит инициативу президенту и доложит о ситуации с заболеваемостью, дополнительные пояснения будут только после совещания, рассказали РБК в аппарате вице-премьера.
По данным федерального штаба, за последние сутки в России выявлено 33 740 случаев заболевания. Умерли 1015 человек, что стало максимальным результатом с начала пандемии. Наибольший прирост заболеваемости по итогам прошедшей недели наблюдается среди школьников и взрослых старше 60 лет, сообщила глава Роспотребнадзора Анна Попова.
Кто и как будет работать в нерабочие дни
Нерабочие дни из-за ситуации с COVID-19 в последний раз вводили на майские праздники — они продлились с 1 по 10 мая. Тогда к выходным добавилось четыре дня — с 4 по 7 мая. Поводом для этого стало обращение Анны Поповой, которая объяснила, что в этом случае гражданам не придется несколько раз выезжать за город и возвращаться обратно в общественном транспорте.
Весной Минтруд выпускал рекомендации по работе компаний в нерабочие майские дни. Нынешний режим нерабочих дней будет аналогичен майскому, говорит федеральный чиновник (официально власти пока не комментировали этот вопрос).
Тогда ведомство заявило, что сотрудники организаций, которые трудятся дистанционно, могут продолжить работу. Работодатели должны были сами определить, сколько человек нужно выводить на работу физически, и издать приказ. Для продовольственных магазинов, аптек и предприятий непрерывного цикла действовала та же схема — им нужно приказом оформить выход рабочих смен.
В организациях, где нет производства в нерабочие дни, работодатель оформлял выход на работу лишь сотрудников, отвечающих за соблюдение основных норм законодательства, — в частности, промышленной и транспортной безопасности.
При этом, как говорил управляющий партнер Capital Legal Services Владислав Забродин, работодатели вправе с согласия работников продолжать работу в обычном режиме с ее оплатой в одинарном размере. О том, что предприятия не должны снижать зарплату в связи с нерабочими днями и обязаны выплатить ее сотрудникам в полном объеме, указывала весной Голикова. В то же время, согласно разъяснениям Минтруда, работодатели могут установить повышенную оплату труда.
Если работник в нерабочие дни находился в отпуске, то отпуск на эти дни не продлевается, отмечал Забродин. Он добавил, что введение нерабочих дней не является основанием для переноса отпуска. Однако по желанию работника работодатель может согласовать перенос, указал Забродин.
Во время нерабочих дней в мае Минобрнауки рекомендовало вузам перейти на удаленный формат работы, а Минпросвещения советовало школам уйти на дополнительные каникулы. Школы еще до предложения Голиковой начали увеличивать осенние каникулы — так, в ЯНАО, Чувашии, Курской и Ивановской областях уже объявили о продлении каникул до двух недель. РБК направил запросы в Минпросвещения и Минобрнауки.
Какие регионы могут ввести нерабочие дни раньше
Регионы со «сложной обстановкой» смогут ввести ограничения уже с 23 октября. Однако по каким критериям будет определяться сложность ситуации в субъекте и как будет решаться вопрос об окончании или продлении нерабочих дней, пока неизвестно. Рост заболеваемости коронавирусом наблюдается во всех 85 субъектах, сообщила глава Роспотребнадзора. «В явном росте заболеваемости — от 2,5 до 45,9% — находятся 79 регионов РФ, в шести субъектах ситуация с заболеваемостью пока остается стабильной», — отметила она.
По словам министра здравоохранения Михаила Мурашко, напряженная ситуация с коронавирусом зафиксирована в республиках Татарстан, Башкирия, Удмуртия, в Пермском крае, а также в Оренбургской, Ивановской и Тюменской областях. Глава Орловской области Андрей Клыков заявил, что в регионе закончились койки для больных коронавирусом.
РБК направил запросы в пресс-службы губернаторов; в пресс-службе президента Татарстана РБК сказали, что необходимо дождаться решения президента.
Рост заболеваемости наблюдается и в столице. За последние сутки в Москве выявлено 5700 новых случаев COVID-19, госпитализированы 1598 человек. Мэр Москвы Сергей Собянин объявил о дополнительных ограничениях — в частности, с 25 октября москвичи старше 60 лет должны соблюдать домашний режим, а предприятия сферы услуг должны до 1 декабря обеспечить вакцинацию до 80% сотрудников.
Другие регионы также вводят ужесточения — в 28 субъектах действуют QR-коды. Во всех регионах, за исключением Ингушетии, Калмыкии и Ставропольского края, введена обязательная вакцинация для сотрудников отдельных сфер экономики.
Согласно статистике оперштаба, за 19 октября больше всего случаев выявлено в Москве, Санкт-Петербурге (3220 заболевших), Московской области (2955), Самарской (921) и Нижегородской (715) областях. Еще в семи регионах — в Воронежской области, Башкирии, Крыму, Пермском и Краснодарском краях, а также в Свердловской и Ростовской областях — количество заболевших варьируется от 500 до 689 человек.
Как нерабочие дни отразятся на экономике
Согласно действующему производственному календарю, 4–7 ноября 2021 года и так должны быть выходными днями. Добавление трех «нерабочих» дней к ноябрьским праздникам не окажет заметного влияния на экономическую активность, если только на федеральном уровне не будут ужесточены карантинные ограничения, утверждают опрошенные РБК экономисты.
Дополнительные «нерабочие» дни присоединяли в 2021 году и к майским праздникам — тогда многие предприятия не приостанавливали работу, напоминает главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин. «Такой режим нерабочих дней сильно отличается от локдауна, который был в апреле—мае 2020 года. В том году один месяц жесткого локдауна стоил 1% годового ВВП. Сейчас же идет речь об одной неделе нерабочих дней в гибком формате», — говорит Долгин.
Правда, сам факт ухудшения эпидемиологической обстановки — «фактор риска для экономики», указывает экономист. По его словам, не исключено, что этот фактор будет принимать в расчет Центробанк на ближайшем заседании по ключевой ставке 22 октября. «С одной стороны, возможно дополнительное давление на экономическую активность, а с другой стороны, могут потребоваться дополнительные вливания из бюджета для поддержки экономики, что может быть расценено как проинфляционные риски в краткосрочной перспективе», — объяснил Долгин (это фактор в пользу ужесточения денежно-кредитной политики. — РБК). Однако на более долгую перспективу ухудшение ситуации с коронавирусом может восприниматься как риск для экономического роста, что «ограничит среднесрочный потенциал повышения ставки», добавил он.
Прямой потенциальный эффект дополнительных нерабочих дней в ноябре на деловую активность составляет лишь 0,05–0,35% годового ВВП, оценил для РБК директор группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. «Реально эффект, скорее всего, будет ближе к нижней грани», — говорит он. Кроме того, чистый эффект может быть еще ниже, поскольку если ограничения достигают своей цели, то после их снятия в будущем теоретически становится возможна более высокая, компенсирующая деловая активность, оговаривается Куликов. Оценка экономиста основана на том, что при нормальной сезонности вклад первой недели ноября в производство ВВП составляет примерно 0,9–1,4%, а отклонение деловой активности от нормального уровня на время «нерабочих дней» составляет 5–25% по аналогии с майскими выходными и на основе экспертной оценки.
Параллельно регионы ужесточают антиковидные ограничения. «Ужесточение антиковидных ограничений на посещение ресторанов и других публичных мест может временно снизить потребительский спрос, но потом этот отложенный спрос все равно сможет реализоваться. Поэтому заметного негативного влияния на экономические показатели мы, вероятно, не увидим. Важнее, окажется ли это временной мерой или подобные ограничения продлят и дальше», — говорит директор по инвестициям «Локо-Инвеста» Дмитрий Полевой.
Все дополнительные выходные, все дополнительные ограничения должны вводиться официальными постановлениями оперштаба, им же должны компенсироваться потери рабочего времени, заявил РБК бизнес-омбудсмен Борис Титов. «Любые прочие варианты будут ударом по экономике, и в условиях растущего профицита бюджета этот удар объяснить людям будет невозможно», — сказал он.
Премьер-министр Михаил Мишустин поручил подготовить новые меры по поддержке бизнеса во время пандемии COVID-19. По его словам, в условиях роста заболеваемости предприятиям необходимо помочь «продолжить устойчивую работу».
Введение нерабочих дней в мае не оказало сильного влияния на экономику, оценивали эксперты. Это объяснялось тем, что дополнительные выходные не снижали потребление товаров и услуг, не затрагивали производства непрерывного цикла и выпали на традиционный период отпусков.