Список стран, которые Кремль считает недружественными, растет, и любую связь с ними (тем более родственную) отъявленные «патриоты» приравнивают чуть ли не к «измене Родине». «Там разные люди с разными умственными способностями, – написал, например, этим летом в своем телеграм-канале Дмитрий Медведев. – Хотя, конечно, ни Бунина, ни Бердяева, ни Ильина, ни Шаляпина среди них нет и в помине. Так себе. Середнячки. Но одно могу сказать точно: ‹...› надежды на триумфальный возврат у этих деятелей нет. Релоканты одиноки и никому не нужны. Пусть себе живут, истекая накопившейся от злости желчью. Или, под бокал красного, тоскливо вспоминая утраченное Отечество...»
В канун очередного дня рождения Дмитрия Медведева (14 сентября) «Собеседник» решил выяснить, как живет его перебравшийся в США двоюродный брат, которого экс-президент России одним росчерком аккаунта обрек спиваться на чужбине. Хотя тот, как говорят его знакомые, даже не пьет.
«Класс, как в кино»
Это сейчас их разделил океан. Дмитрий Медведев хоть и старше своего двоюродного брата Артема Шапошникова на три с половиной года, но в детстве, да и в юности мальчики общались очень тесно. Летом месяцами проводили каникулы друг у друга – то в Питере у Димы, то у Артема с их общей бабушкой в Воронеже. Но если Медведев для получения высшего образования выбрал юриспруденцию, то Шапошников, окончив школу с золотой медалью, увлекся компьютером и получил в Воронежском госуниверситете степень магистра по теоретической и математической физике.
О том, насколько успешен Артем был в учебе, говорит несколько его первых мест на всероссийских олимпиадах по информатике и физике для студентов. А когда кузен Медведева в начале 90-х разработал сильнейшую в мире программу для игры в Renju и Go-Moku и занял с ней первое место на Всемирной компьютерной олимпиаде в Нидерландах, молодого ученого заметили даже в Штатах. И пригласили к себе. Так 23-летний Артем Шапошников и перебрался из лихих 90-х прямо в Майами.
– Насколько я помню, сам он переезд «за большими деньгами», как потом писали, не планировал, – вспоминает его бывший товарищ по вузу. – Просто парень, занявший на той олимпиаде второе место, был из Флориды и порекомендовал Артема своему шефу, вот тот и пригласил его в аспирантуру. В аэропорту Майами его еще должен был какой-то китаец встречать, и мы шутили, что Артем его не опознает, потому что все китайцы на одно лицо. Но ничего, вроде не потерялся.
Позднее, живя у сына во Флориде, его мать (и тетя Дмитрия Медведева) Елена Сандакова напишет книгу «Тайна времени», которая начинается с истории о том, как мальчик бросает свою маму ради поиска счастья в Америке: «Самолет летел много часов, а потом приземлился в огромном красивом аэропорту города Майами. Они ехали по широкой магистрали. Мелькали высокие небоскребы из голубого стекла, уходящие в небо, на улицах всюду росли пальмы, красивые цветы, виднелись голубой океан и белые корабли. Было солнечно и тепло, как летом. Мимо них мчались целые караваны сверкающих машин, и важно стояли полицейские в красивой белой форме и в ковбойских шляпах. «Ух ты, класс!!! Как в кино!»
Правда, если в книге герой не захотел приживаться в «заморском раю», в реальности на факультете компьютерных наук в Международном университете Флориды Артем стал первым студентом, который получил президентскую стипендию. Мало того, за выдающийся вклад в американскую науку талантливому русскому вручили сначала грин-карту, а затем и вовсе даровали гражданство США. Там же, во Флориде, Шапошников защитил степень доктора философии, опубликовал несколько научных работ и даже получил патент на новую технологию баз данных. Когда Дмитрий Медведев, благодаря связям с Путиным, руководил в Кремле администрацией президента, его брат, благодаря только себе, возглавлял в Региональном центре прикладных программ НАСА группу разработчиков системы геопространственного поиска. «Роскосмосу» такое и не снилось.
– Но Артем связи с Россией никогда не терял. Он и к своей стране привязан, и к дому. Очень скромный, застенчивый, трудолюбивый. Как мама ему ни позвонит, он говорит: «Перезвоню, сейчас занят», – рассказала подруга семьи Надежда. – У них с мамой вообще очень теплые отношения, она до сих пор его иногда «заинькой» называет. Он ее и в Америку звал (только Елена сама эмигрантов не любит), и в круиз по Средиземному морю возил. Правда, когда его пригласили в Штаты, она за него тревожилась, но все равно была рада. К тому времени бабушка Артема (и Дмитрия Медведева. – Авт.) лет десять уже как болела: потеряла и память, и разум. И жить в одной квартире с ней ему было, наверное, тяжело.
После победы Медведева на выборах президента российские СМИ дружно отписались, что Артем Шапошников решил с Америкой порвать, окончательно перебравшись с семьей на родину. Но в 2008–2012 годах, когда Медведев возглавлял Россию, Шапошников тоже возглавлял – только разработку программных модулей по финансовому моделированию для американского стартапа ClariFi, которые позднее выкупила S&P CapitaI IQ. Теперь разработками кузена Медведева пользуются монстры заокеанского капитала, включая крупнейших подрядчиков Пентагона.
Хотя отчасти переезд все-таки состоялся. В 2009 году Шапошников приобрел трехэтажный 260-метровый таунхаус в ЖК «Сосновка» в Крылатском (такой сегодня стоит свыше 100 миллионов рублей) и 447-метровый коттедж в подмосковном Шульгино на Рублевке (еще примерно 150 миллионов).
В том же году на Кипре была создана офшорная компания «Оптимайзд Стретеджис Фанд Лимитед», московское представительство которой возглавил он же – Шапошников Артем Владимирович. Правда, офис был скорее виртуальным. Зарегистрирована эта (по документам – рекламная) фирма была в жилой многоэтажке на окраине Москвы, телефон ее сейчас не обслуживается. И как рассказали «Собеседнику» знакомые Артема, тогдашний президент страны к этому отношения не имел (во всяком случае, напрямую):
– Они и встречались-то редко. Каждый раз перед этим Артем даже сильно волновался, выбирая одежду, как будто не к родственнику, а к начальству идет. А после того как Медведев ушел из Кремля, стало понятно, что и Шапошников совсем покидать Штаты не собирается: в 2013 году вместе с новой женой он приобрел там и новый дом.
«Уорнер Бразерс»
Первую жену Шапошникова звали Наталья Рыжкова. Училась на дерматолога в Рязани, в Штатах получила диплом медсестры. Ухаживала за пациентами в кардиологии медицинского центра Маунт-Синай и в Мемориальной больнице Голливуда (штат Флорида). По документам поселились молодожены в Санни-Айлс-Бич. Это город в округе Майами-Дейд, за обилие русских прозванный «Маленькая Москва». Кондоминиум Arlen House расположен через дорогу от океана, есть корты, бассейн, бильярдная, в апартаментах – 141 м2, вид на океан, две спальни и две ванные комнаты. Стоят они сегодня около полумиллиона у.е. Но в 2017 году Артем уступил права на них Наталье за 10 долларов. В документах на продажу Рыжкова указана уже незамужней; к тому моменту она вернулась в Россию и стала косметологом: работала в Институте пластической хирургии, потом в элитном центре косметологии Sweet Beauty на Тверской, даже давала интервью журналу Elle. Но после начала военных действий на Украине вернулась к врачебной практике в США, гражданство которых сохранила. Артем даже снял для нее и их общей дочери Александры домик неподалеку от своего. А вообще детей у Шапошникова уже четверо.
По данным американских реестров, в Америке он жил по нескольким адресам и в разных штатах, несколько лет был зарегистрирован на небольшом ранчо в Техасе – участок в 60 соток и коттедж на 230 м2: четыре спальни, озеро недалеко, красивый задний двор, кухня с гранитной столешницей и бытовой техникой Viking, газовый камин, гараж на 4 машины…
Но в 2013 году чиновники штата Вашингтон зарегистрировали сделку почти на 800 тысяч долларов по покупке недвижимости в городке Саммамиш округа Кинг в 20 милях к востоку от Сиэтла (местный аналог Рублевки). Новыми жильцами, по общедоступным американским реестрам, стали Наталья Уорнер и Артем Шапошников Уорнер. Именно так, с двойной фамилией. Так что у Медведева в Америке теперь есть свой Warner Brothers.
Полтора гектара земли и четырехспальный коттедж на 262 квадратных метра. В его описании было сказано: «Замечательный дом, идеально подходящий для развлечений в непревзойденном месте! Отлично подходит для лошадей! Подземный бассейн с отдельным домиком! Огромная студия-автомастерская на 7 автомобилей. Очень уединенный и живописный! Нужно немного поработать, но оно того стоит».
– Сарай там был, а не дом, – рассказали «Собеседнику» соседи Шапошникова. – Место хорошее, но стены – как из фанеры, и комнаты, кроме гостиной, крошечные – в детской помещались только кровать и тумбочка. Арт (так на американский манер местные зовут Артема. – Авт.) заново отстроил его с помощью нанятого мексиканца, столько вложил в него сил и средств. Оборудовал себе рабочее место в пристройке.
Переделка помогла. По данным налоговой, сейчас дом оценивается примерно в два миллиона. А два года назад по этому адресу была зарегистрирована и новая IT-фирма – Sentellion: в качестве контактного лица в документах указана Наталья Уорнер, супруга Шапошникова. При этом она совсем не айтишник, а ревматолог, доктор медицинских наук, специализируется на артрите. В Америку почти одновременно с Артемом приехала – между прочим, из Крыма.
– Всегда хотела поселиться на прекрасном тихоокеанском Северо-Западе, – рассказывала в резюме сама Наталья. – Мои любимые занятия – пешие прогулки, катание на лыжах, плавание и кемпинг. Я люблю читать и узнавать о мире и других людях, и мне нравится иметь свой собственный огород вместе с несколькими цыплятами. Я также обожаю своих колли, двух самых любящих и преданных собак.
И видимо, обожает супруга, раз уж взяла на себя руководство, судя по всему, созданной именно им фирмой.