В цифровой профиль предпринимателя планируют включить новые данные - из МВД, ФНС, Казначейства и Минцифры. Об этом говорится в проекте постановления Минэка, которое есть у "Известий". Механизм призван упростить получение льгот для малого и среднего бизнеса. Развитие проекта ведёт к улучшению предпринимательского климата в стране и уменьшению бюрократических процедур, отметили в бизнес-объединениях. При этом эксперты предупреждают, что система несёт риск утечки данных.
Минэк подготовил проект постановления, в котором предлагается расширить состав сведений для наполнения цифрового профиля предпринимателя.
Одним из ключевых новых источников данных будет Цифровая платформа распределённого реестра ФНС. В ней в том числе содержится информация из всех видов налоговых деклараций, а также о численности работников. Для получения сведений, которые относятся к налоговой тайне, будет запрашиваться отдельное согласие налогоплательщика, отмечается в документе.
Профиль предпринимателя также предлагается дополнить данными, владельцами которых выступают:
- Минцифры (об аккредитации IT-компаний, о лицензиях);
- МВД (о транспортных средствах);
- Казначейство (информация из реестра недобросовестных поставщиков, о задолженности по платежам в бюджеты и по исполнительным производствам).
- Минпромторг (о производимой на территории РФ промышленной продукции);
- Роспатент (о зарегистрированных правах на результаты интеллектуальной деятельности);
- Фонд "Сколково" (сведения из реестра участников проекта инновационного центра);
- Минэк (данные из единого реестра конечных получателей господдержки инновационной деятельности).
Минэк также предложил продлить срок проведения эксперимента с цифровым профилем предпринимателя до 1 апреля 2031 года, а 1 апреля 2025-го провести оценку промежуточных результатов, следует из проекта постановления.
Благодаря запуску цифрового профиля более 6 тыс. пользующихся им предпринимателей на регулярной основе получают обновление данных о своём бизнесе, заявил "Известиям" гендиректор Корпорации МСП Александр Исаевич. По его данным, уже применяли данные профиля в различных сервисах и мерах поддержки около 100 тыс. раз. Данные используются, чтобы в том числе облегчить заполнение сложных форм заявки на предоставление мер поддержки, особенно тех, где требуется указать большое количество финансовых сведений.
Чем больше информации в цифровом профиле, тем проще и быстрее предприниматель получит различные меры поддержки, сообщили "Известиям" в пресс-службе ФНС.
- При этом налогоплательщик будет регулировать наличие информации о себе в цифровом профиле предпринимателя, а при необходимости через личный кабинет сможет отозвать согласие, на основании которого передаются сведения. Данные, составляющие налоговую тайну, будут передаваться только при наличии соответствующего согласия, - отметили в службе.
Запуск цифрового профиля - один из этапов развития Цифровой платформы для малого и среднего бизнеса, который начался с правительственного эксперимента по обмену данными между министерствами и ведомствами, заявили "Известиям" в пресс-службе Минэкономразвития.
- Благодаря реализации этого проекта для компаний и ИП процедура получения мер поддержки, прежде всего финансовых, заметно упростилась. Фактически сегодня действует единое окно для малого и среднего бизнеса, работающее в режиме 24/7, - отметили там.
"Известия" направили запросы в Казначейство, Минцифры и МВД.
Многие предприниматели отмечают, что достаточно сложно получить субсидии и финансовую поддержку от государства. Это связано с бюрократическими сложностями, отметил директор инвестиционной компании "Диалот" Егор Диашов. Цифровой профиль предпринимателя - первый шаг к решению проблемы, уверен он.
Владея максимально достоверной информацией, государство может вести аналитику, формировать прогнозы, нужные меры поддержки, гибко изменяющиеся в зависимости от поступающих данных по компаниям, считает член генерального совета "Деловой России", управляющий партнёр O2Consulting Анна Никитченко.
- Успешный опыт функционирования аналогичного проекта - цифрового профиля физического лица, созданного более двух лет назад и на сегодняшний день уже насчитывающего 23 млн пользователей, - также говорит в пользу продолжения работ в этом направлении, - отметил доцент кафедры корпоративного управления и инноватики РЭУ им. Г.В. Плеханова Анатолий Колесников.
Продление эксперимента до 2031 года будет способствовать улучшению предпринимательского климата в стране, повышению прозрачности и конкурентоспособности отечественного бизнеса, уверен он.