Впервые в истории современной России по итогам июня может быть дефляция - снижение цен на товары и услуги. Об этом заявили опрошенные "Известиями" аналитики банков и финансовых компаний. До этого цены снижались разве что в июле и августе, и, как правило, это было связано с поступлением нового урожая. Сейчас же главными причинами эксперты называют не только сезонное сокращение цен на плодоовощные продукты, но и проблемы с импортом, резкое укрепление курса рубля и низкий спрос населения. Стоимость товаров в месячном выражении способна сократиться в пределах 0,5%. Ряд специалистов не исключает, что этим летом цены будут снижаться все три месяца. Однако поводов для особой радости нет: столь продолжительная дефляция не говорит о "здоровье" экономики.
Семь из десяти опрошенных "Известиями" экспертов финансовых компаний ожидают снижения цен на товары и услуги в июне в месячном выражении. Наибольшее уменьшение стоимости продуктов ожидают в "БКС Мир инвестиций". По словам эксперта Евгения Миронюка, сокращение может быть в пределах 0,5%. До 0,4% ожидает уменьшения цен по итогам первого летнего месяца управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин.
- Причин три: сезонное уменьшение стоимости плодоовощной продукции, укрепление курса рубля со 120 рублей за доллар до текущих 52-53 и, главное, сокращение совокупного спроса, - объяснил он.
Дефляция, вызванная сокращением совокупного спроса, крайне неустойчива и свидетельствует не о "здоровье" экономики, а наоборот, о её "болезни", подчеркнул Сергей Гришунин.
Непрерывное снижение цен фиксируют от недели к неделе с конца мая по середину июня, обратила внимание ведущий аналитик "Фридом Финанс" Наталья Мильчакова. Скорее всего, по итогам июня будет дефляция от -0,1 до примерно -0,3%, ожидает она.
С начала месяца по 17 июня дефляция составила 0,26%, причём снижение индекса потребительских цен фиксируется три недели подряд, а если учитывать недельную паузу с нулевым изменением цен с 21 по 27 мая, то и пять недель, указала руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ "Финам" Ольга Беленькая. На этом фоне дефляция по итогам всего июня вполне возможна, констатировала она.
- Ситуация, безусловно, является нетипичной и связана с целым рядом факторов: укрепление курса рубля с абсолютных минимумов в марте до максимумов с 2015 года, сокращение платёжеспособного спроса, временное насыщение потребителей после ажиотажных покупок в конце февраля - марте, - объяснила Ольга Беленькая.
По данным Росстата, с 11 по 17 июня сильнее всего цены снизились на сахар-песок (на 2%), яйца (на 0,6%), молоко (на 0,4%), гречку (на 0,3%), сосиски, сардельки, творог, сухие молочные смеси для детского питания (на 0,2%), свинину, колбасы, водку (на 0,1%).
Если дефляция в июне в месячном выражении действительно произойдёт, то это будет первый в истории России случай снижения цен в первом летнем месяце. По статистике Росстата с 1991 года, самое маленькое увеличение стоимости товаров и услуг в июне произошло в 2019-м - 0,04%. До этого самый низкий рост был в июне 1998 года-0,08%.
В пресс-службе Минэкономразвития не ответили на запрос "Известий" ожидают ли в ведомстве дефляцию по итогам июня. Ранее министр экономического развития Максим Решетников называл дефляцию в первый месяц лета вероятной. По данным Росстата, в мае 2022 года к декабрю 2021-го инфляция в России составила 11,8%. В годовом выражении рост цен в мае достиг 17,1%.
В истории России с 1991 года ни разу не было дефляции три летних месяца подряд, свидетельствуют данные Росстата. Два месяца подряд - в июле и августе - снижение цен происходило в 2011 году. Тогда во второй летний месяц стоимость товаров и услуг упала на 0,01%, а в третий - на 0,24%.
Однако ряд опрошенных "Известиями" аналитиков не исключает, что в 2022 году дефляция будет три месяца подряд: с июня по август.
- Мы допускаем продолжение умеренного дефляционного тренда в июле и августе на фоне сезонного снижения цен на плодоовощи из-за поступления нового урожая. Кроме того, что касается непродовольственных товаров, то значительное укрепление курса рубля, на наш взгляд, нивелирует рост издержек ритейлеров на логистику, - заявил главный экономист "ВТБ Мои Инвестиции" Григорий Жирнов.
Эксперт добавил: на фоне подавленного потребительского спроса это может привести к некоторому снижению цен на непродовольственные товары при развитии параллельного импорта.
- В результате в июле-августе мы можем увидеть месячную дефляцию на уровне 0,2-0,5%, - спрогнозировал Григорий Жирнов.
В июле и августе дефляция может увеличиться до 0,5-0,6% в помесячном выражении, считает Сергей Гришунин из НРА. По его словам, факт снижения цен будет рассмотрен советом директоров ЦБ на ближайшем заседании по ключевой ставке 22 июля. И эксперт не исключил сокращения ключевой до 8,5-9% с нынешних 9,5%.
В июле возможны два сценария, полагает Евгений Миронюк из "БКС Мир Инвестиций". Первый - власть принимает сторону ЦБ и не предпринимает попыток нерыночного таргетирования курса рубля. В этом случае в июле будет околонулевая инфляция, считает он. Второй - власть принимает позицию правительства, объявленную на ПМЭФ первым вице-премьером Андреем Белоусовым (работа над возвращением курса к 70-80 руб./$), и предпринимает активные меры нерыночного характера. В этом случае инфляция за июль может оказаться в рамках 0,4-0,8%.
Ольга Беленькая из "Финама" полагает, что в июле дефляции не будет. На это повлияет ежегодная индексация тарифов ЖКХ, которая традиционно проходит во второй летний месяц.
Наталья Мильчакова из "Фридом Финанс" и начальник аналитического управления банка "Зенит" Владимир Евстифеев полагают, что дефляция может продлиться до сентября включительно.
В годовом выражении цены в России не падают, и серьёзных драйверов, которые бы это обеспечили, в 2022 - 2023 годах не просматривается, констатировал директор Группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. Весной Россия испытала довольно резкий инфляционный шок, рост цен с тех пор замедлился, но в устойчивое падение в большинстве разумных сценариев он перейти не должен, полагает аналитик.
По прогнозу Минэкономразвития, инфляция в России в 2022 году составит 17%.
На фоне подавленного потребительского спроса это может привести к снижению цен на непродовольственные товары при развитии параллельного импорта