Таким вопросом задаётся английский журнал «The Economist». По некоторым оценкам, широкое внедрение искусственного интеллекта (ИИ, он же AI) поставит под угрозу 10% рабочих мест в 70% профессий. Могут совсем вымереть, например, бухгалтерское дело и туристические агентства, да и ещё многие. Конечно, мрачные предсказания о судьбе многих профессий и целых отраслей публиковались и раньше. В 2013 году Оксфордский университет издал статью, в которой доказывалось, что в ближайшие 10—12 лет автоматизация может полностью высвободить человека с 47% рабочих мест, существующих в США. В начале ХХI века экономисты опасались, что передача многих производств в Китай и страны третьего мира ударит по занятости населения в развитых странах. Как ни странно, некоторые предсказывали, что на долю человека останутся только нетворческие профессии, не требующие интеллекта, полная автоматизация которых оказалась бы слишком сложной и дорогостоящей.
Реальный ход событий многих удивил. За последние десять лет безработица в промышленно развитых странах упала почти вдвое. Статистика безработных в таких самых компьютеризированных странах, как Япония, Южная Корея и Сингапур, снизилась ещё сильнее. Недавний отчёт Управления экономики и статистики США сообщает, что «специальности, опасность вытеснения которых автоматизацией и компьютеризацией считалась высокой, пока не проявляют общей тенденции к быстрой утрате рабочих мест». Но, например, известная компания IBM в ближайшие годы намерена сократить наём на работу, так как ИИ заполнит многие рабочие места.
Впрочем, история техники и промышленности даёт поводы для оптимизма. Автоматическую телефонную станцию, способную высвободить массу телефонисток, изобрёл американский инженер Э. Строуджер в 1888 году. Однако первая полностью автоматизированная телефонная станция появилась в США только в 1921 году. И даже после этого персонал барышень-телефонисток (женский голос лучше мужского воспринимался угольным микрофоном и передавался по проводам) продолжал расти до середины ХХ века, достигнув численности в 350 000. Практически полностью эта специальность исчезла только к столетию изобретения АТС. Есть масса примеров сохранения старых технологий и методов, которым вроде бы давно пора отмереть. Ещё лет тридцать назад предсказывали полный переход делопроизводства на «безбумажную технологию», что сэкономит массу времени, труда и спасёт леса от вырубки. Однако документация почти везде всё ещё «для верности» хотя бы частично ведётся на бумаге, а оцифрованные тексты нередко приходится распечатывать. И полки книжных магазинов, несмотря на обилие цифровых издательств и библиотек, ломятся от книг. И даже обычная бумажная почта везде существует, несмотря на то, что объём её работы сильно сократился. Примеров сохранения старых порядков немало. Хотя давно существуют «автопилоты» для поездов метро, но в Лондоне составами управляют люди. В часы пик на перекрёстки Сан-Франциско, одного из мировых центров компьютеризации, всё ещё выходят живые полицейские, чтобы разгрузить пробки.
Эдвард Фелтен из Принстонского университета предполагает, что вскоре исчезнут 14 преподавательских профессий, прежде всего учителя географии и иностранных языков. Но это маловероятно, считает обозреватель «The Economist». Какое правительство захочет иметь дело с массовыми протестами учителей, лишившихся работы, и родителей, недовольных тем, что дети теперь сидят дома, обучаясь только по интернету и нуждаясь в постоянном присмотре?
Нас ожидает не сокращение выбора профессий для вступающего в трудовую жизнь, а его расширение. Дэвид Аутор, американский экономист, напоминает, что около 60% профессий, сейчас включённых в список трудовых специальностей США, в 1940-х годах ещё не существовали, и их перечень продолжает расти. В 2000-е годы в него вошёл «технолог ногтевого сервиса» — это нечто более сложное, чем маникюрщица. Пять лет назад возникла профессия «техник по установке и обслуживанию солнечных батарей на крышах домов». А давно ли появилась отрасль, связанная с распространением сначала простых сотовых, а затем смартфонов? И сколько в ней профессий? Уже есть даже фирмы, занимающиеся апгрейдом (модернизацией) старых смартфонов. Многие специальности близкого будущего мы сейчас просто не можем себе представить.
Некоторых трудящихся ИИ неспособен заменить (во всяком случае, пока). Так, он не справится с работой фермера или слесаря-водопроводчика, хотя и здесь может помочь советами. Передав со смартфона изображение текущего крана, слесарь получит сведения о модели, о её самых распространённых неисправностях и их устранении. Всё же крутить гаечным ключом ему придётся самому. Вряд ли ИИ сможет в обозримом будущем совсем заменить персонал гостиницы или больницы и вообще выступать в таких должностях, где сама суть заключается в человеческих взаимодействиях. Но журналистов и редакторов ИИ начинает вытеснять уже сейчас. И на очереди юристы.