Московские власти в октябре рапортовали о снижении числа автомобилей на дорогах на 8%. В абсолютных цифрах это значит, что на столичные улицы в середине осени не вышли 240 тысяч автомобилей, которые колесили по Москве еще в сентябре. Таким образом, де-факто выполняется задача деавтомобилизации города, которая не провозглашалась в открытую, но прямо следует из задачи снизить загрузку улично-дорожной сети. Куда делись пропавшие с улиц автомобили, выяснял «МК».
Одна из очевидных причин снижения автомобильного «поголовья» на дорогах Москвы – открытие новых транспортных систем, отмечает лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Люди попросту пересели на электрички, - комментирует эксперт. - Запустили диаметры МЦД по самым проблемным направлениям, вот народ и пересел. По нашим оценкам, только с Ленинградского и Рязанского направлений ушло более 50 тысяч авто в сутки, и это минимум».
Не стоит забывать и о перетоке подержанных автомобилей из столицы в регионы, где спрос на машины сейчас намного превышает предложение, а платные парковки и другие строгости пока не развернулись в полную силу. «Вы сейчас не найдете свободного места на автовозе из Москвы на популярные направления – в сторону, скажем, Казани, Самары или Ростова-на-Дону, - говорит специалист по подбору подержанных автомобилей Алексей Островский. – Наибольшим спросом пользуются автомобили, которые собирались в России до 2022 года – как раз в Москве их постепенно заменяют на новых «китайцев» или дорогие модели по параллельному импорту».
Если посмотреть на автопарк в масштабах всей России, то он стареет и тоже может постепенно сокращаться, уверен вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. «Выбытие парка — это естественный процесс, - отмечает эксперт. - У нас очень старый парк, среднему российскому автомобилю почти 15 лет, и если мы парк не обновляем — а именно это у нас и происходит, новых машин остается мало — тогда мы и должны видеть его ускоренное сокращение».
Но есть еще один фактор, на который пока мало обращают внимание, добавляет Шапарин. «Мы достоверно не знаем, сколько на самом деле в России автомобилей, - подчеркнул он. – Можно опираться на данные Госавтоинспекции; но если автомобиль снимается с регистрационного учета, то он фактически пропадает из статистики».
Число таких «невидимок» на дорогах растет. «Продал три машины за последнее время, - говорит Шапарин. - Ни одна из них не встала на учет, но все три активно эксплуатируются. Я у всех аннулировал регистрацию, этих машин для ГАИ нет. А на самом деле они есть».
Наличие «машин-невидимок» можно оценить по сайтам объявлений о продаже автотехники: около 10% продаваемого парка на момент продажи сняты с учета (разумеется, это не мешает им при желании продавцов ездить по дорогам). Езда с аннулированной регистрацией – дело рискованное, но лишь в том случае, если такой автомобиль попадет в поле зрения «живого» инспектора ДПС с соответствующим «флажком» в базе данных.
Добавим сюда обратный случай – автомобили, которые на учете стоят, но на самом деле от них остались одни документы, а сами машины давно уничтожены и ждут только «доноров» для переклепки-переделки, - напомнил Антон Шапарин. – В результате вся система регистрации автотехники нуждается в серьезной переработке для устранения этого хаоса.
Что же до реального снижения «автопоголовья» - оно, судя по всему, в Москве действительно есть. «Репрессивные меры в отношении водителей снижают их качество жизни и вынуждают переходить на общественный транспорт», - говорит вице-президент НАС. Известны и «целевые показатели»: по расчетам ЦОДД, примерно 30% автомобилей – или около миллиона, в абсолютных цифрах – должны «испариться» с московских улиц, чтобы оставшимся было легче. И это – при условии нерасширения автопарка.