Криптопанки надули пузырь
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Александр Столяров. Эксперт
Рынок NFT (non-fungible tokens — токенов, дающих право владения каким-либо предметом искусства) бьет все рекорды: в январе 2022 года он вырос более чем на 150% по сравнению с декабрем 2021-го. Объем торгов невзаимозаменяемыми токенами достиг 6,86 млрд долларов. Вместе с тем увеличивается и число хакерских атак на NFT. Так, в январе 2022 года стало известно о краже киберпреступниками 15 невзаимозаменяемых токенов с изображением обезьян на сумму 2,2 млн долларов. А 10 февраля неизвестные хакеры взломали проект Dego Finance, позиционирующий себя как «экосистему для NFT». «Эксперт» попробовал разобраться, как устроен рынок NFT и какие риски он несет для инвесторов.
Просто запись
Смешные гифки с изображением мусорного бака стоимостью 250 тыс. долларов, коты в человеческих костюмах, черепа, привидения и веселые обезьяны — кажется, весь мир помешался на NFT. На специальных цифровых площадках, или NFT-биржах, продаются сотни ярких изображений, рэп-композиций и даже карточек с портретами футболистов, которые можно коллекционировать и перепродавать.
Невзаимозаменяемые токены (non-fungible token, NFT) — цифровые единицы, позволяющие получить права на какой-то уникальный объект. Это может быть картина, песня, художественный текст или смешная гифка с двигающимся мишкой, попугайчиком или котом. Права на цифровой объект фиксируются в блокчейне.
NFT построены на смарт-контрактах — специальной компьютерной программе, отслеживающей исполнение обязательств. В них записаны условия сделки и санкции за невыполнение обязательств. «Умный» контракт сам принимает решение, завершить ли сделку и выдать требуемую оплату или наложить штраф и закрыть доступ к активам. В мировой практике смарт-контракты применяются не только в сфере NFT, но и на финансовом рынке, включая банкинг и страхование, а также в госуправлении. Одним из первых смарт-контракты внедрил еще в 2013 году основатель блокчейн-платформы Etherium Виталик Бутерин (см. «Пришествие всеобщего алгоритма», «Эксперт» № 19 за 2016 год).
Сделки по покупке невзаимозаменяемых токенов проводятся как раз на смарт-контрактах Etherium. Сам по себе NFT представляет собой просто запись в таблице «умных» контрактов. При этом в блокчейне хранится только адрес (URL), позволяющий найти информацию о токене и перейти по ссылке, где хранится оригинал картинки. То есть токен хранится в блокчейне, а картинка — где-то еще. Например, цифровые произведения могут находиться в специальных облачных хранилищах. Если площадка, где продаются NFT, разорится и перестанет платить за хранилище, файл может исчезнуть.
Токен на доверии
Никаких специальных знаний для художников, желающих начать продавать NFT, не требуется. Художнику вначале надо скачать блокчейн-кошелек. Сейчас основные кошельки — это Trust и Metamask. Потом придется купить криптовалюту, так как некоторые площадки требуют оплату за выставление токена на продажу. Есть площадки с кураторским отбором, например SuperRare и Nifty Gateway. Там художник должен получить одобрение — ему придется дать ссылки на свои социальные сети, сайт, подтвердить, что он сам продает токен. Дальше остается только ждать первых покупателей.
Поклонники художника или коллекционеры могут купить его работу за криптовалюту; как правило это эфир или WETH (одна из версий эфира).
Но NFT приобретают и инвесторы в надежде заработать на их потенциальном росте — как купили бы картину в надежде выгодно ее перепродать. Совершать сделки с NFT можно через биржи (к примеру, Binance) или специальные ланчпады (площадки выпуска и продажи токенов). Процедура покупки NFT мало отличается от обычной покупки биткойна или эфира, говорит президент клуба специалистов по работе с инвесторами Investor Relations Club Александр Беспалов.
По сути, NFT — это своеобразный сертификат подлинности. Смысл NFT в том, что владелец токена, если захочет, может распечатать футболки с купленным изображением или организовать выставку с репринтными картинами. Но есть одна проблема. Без дополнительного юридического соглашения, заключенного между создателем и покупателем, права на распоряжение произведением остаются филькиной грамотой. Дело в том, что под законодательство об авторских правах NFT и покупка с его помощью предметов искусства пока не подпадает: даже после продажи NFT-объекты юридически остаются собственностью автора. Ничто не помешает художнику даже подать в суд на покупателя токена, ведь сделки с цифровыми активами в большинстве стран юридической силы не имеют.
Однако это не останавливает большую армию покупателей NFT. Объем продаж в секторе за прошлый год увеличился в 220 раз, рассказал «Эксперту» глава Российской ассоциации криптовалют и блокчейна (РАКИБ) Юрий Припачкин. Один только термин NFT, по версии британского словаря Коллинза, был использован на 11 000% чаще, чем годом ранее.
«Воздух пропитан NFT»
NFT часто выпускают известные люди. Таким способом они хотят монетизировать свою популярность. Так, 7 февраля невзаимозаменяемый токен «Часы» был выставлен на аукционе, проведенном сторонниками основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа. Этот цифровой объект представляет собой таймер, считающий, сколько дней Ассанж провел за решеткой. Проект принес 52 млн долларов, эти деньги пойдут на поддержку известного австралийца.
Бывает, NFT продают наследники известных художников. В конце января родственники Пабло Пикассо объявили о старте продаж тысячи невзаимозаменяемых токенов. Все они привязаны к одному керамическому изделию, расписанному знаменитым художником. Это изделие никогда ранее не показывалось широкой публике. Пока непонятно, какие права получат обладатели токенов и смогут ли они печатать и продавать репродукции с изображением арт-объекта. Однако ясно одно: стоимость этих NFT будет крайне высока. Вместо того чтобы продать керамику Пикассо на аукционе, права на нее распределят среди большого числа людей — это похоже на продажу акций.
Digital-художница Anomalit Kate выставляет свои работы на разных NTF-площадках. Среди них Rarible, Foundation. Изображения представляют взгляд художницы на будущее. Например, на анимированной работе под названием Transformation Part 1 изображен человек будущего — «аномалит». В этом существе остался минимум антропоморфных признаков, чтобы образ не ассоциировался с каким-то конкретным человеком. «Аномалит — представитель новой расы, свободной от границ и традиционных способов мышления», — говорит художница. Купить работу можно за два эфира (примерно шесть тысяч долларов). Покупатель получит HD-видео и рисунок в формате PNG.
Как рассказала Anomalit Kate корреспонденту «Эксперта», она начала посвящать digital art большую часть времени в 2020 году, во время пандемии. В начале 2021 года художница поняла, что NFT дает большие возможности для развития искусства, интернета и мира в целом. «Для меня NFT — это в первую очередь технология и возможность создания уникального произведения, данные о котором будут храниться в блокчейне, как и история о нем. Перспективы у NFT, на мой взгляд, огромные. В NFT вы можете приобретать цифровые земли и аватары, покупать коллекционные карточки или токены игры и влиять на ее развитие. NFT — это неотъемлемая часть развития будущего интернета Web 3.0», — говорит Anomalit Kate.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.