Жертвами ведической общины «Дивья Лока» стали несколько человек. Их гибель сейчас расследуют нижегородские следователи. Сколько пострадало от психических расстройств, можно только догадываться. А если иметь в виду, что в России сейчас действуют десятки крупных сект и тысячи мелких, то истинные масштабы беды впечатляют.
В Ветлужском районе Нижегородской области вблизи деревни Чухломка раскинулось поселение некоего центра ведической культуры «Дивья Лока» (в переводе с санскрита - «Дивный край»). Индуистские строения здесь чередуются с античными статуями; по белокаменным дорожкам ходят улыбающиеся люди в разноцветных просторных одеждах. Так и хочется пожить среди этого великолепия, отдохнуть от мирской суеты, приобщиться к прекрасному. Вероятно, то же самое чувствовали Ирина Марушина, Любовь Агафонова и другие, когда шли в «Дивный край» в поисках самопознания...
ПЯТЬ ПРИЗНАКОВ ТОТАЛИТАРНОЙ СЕКТЫ
- обман при вербовке;
- манипуляция сознанием своих последователей;
- регламентация всех аспектов жизни;
- эксплуатация своих членов;
- обожествление и/или абсолютизация лидера (организации).
ИЗ ПРАПОРЩИКОВ В КУЛЬТОВЫЕ ФИГУРЫ
История «Дивьи Локи» начиналась в Крыму, где до начала 2000-х секта существовала под названием «Гухья Самадж». Потом последователи псевдоиндуистского культа перебрались в Россию. Руководил общиной некий Свами Вишнудевананда Гири, в миру - бывший прапорщик Советской армии Валерий Минцев. То ли и в самом деле он проходил стажировку в печально известной японской секте «Аум Синрике», то ли молва преувеличивает, только репутация у общины оставляла желать лучшего. По словам бывших ее членов, там царили боль, страх и унижение.
Виталий Осмач покинул «Дивью Локу» после того, как в 2004 году его сосед по комнате покончил с собой, не выдержав психологического давления. Осмач рассказал журналистам, что вступил в секту еще в Севастополе, а затем «все вместе сбежали в Нижегородскую область».
В общине под Чухломкой на огороженной территории постоянно проживало три-четыре десятка человек, которые относили себя к приверженцам культа «Лайя-йога». По словам Виталия, жители поселения «практиковали уринотерапию» - пили мочу, а Свами Вишнудевананда Гири регулярно вступал в половые отношения со своими последователями.
Члены общины должны были жертвовать свое имущество, за малейшую провинность следовали наказания. По данным следствия, виновного могли на месяц посадить на зерно и воду, за более серьезные «преступления» - накормить коровьим навозом.
До недавнего времени на разговоры о том, что в «Дивье Локе» не все ладно, полиция не реагировала. Дело сдвинулось, когда минувшим летом одна из сектанток - 36-летняя местная жительница Любовь Агафонова бросилась в колодец. Помимо этого следствие заинтересовалось гибелью еще нескольких человек.
В 2012 году Ирина Марушина зарубила топором своего маленького ребенка, который мешал ей молиться. Годом ранее скончался от голода бывший монах секты, который после психологической обработки не мог нормально принимать пищу. В 2004 году повесился Йога Раджа (Евгений Егоров), не вынеся постоянных унижений. А за три года до этого от истощения и болезней умер Богдан Ярощук...
РАЗРЕШЕНО ВСЕ, ЧТО НЕ ЗАПРЕЩЕНО
- Следствие предполагает, что руководители общины вовлекали в ее состав одиноких граждан, у которых впоследствии незаконно изымалось их имущество, в том числе и недвижимое, - рассказал старший следователь по особо важным делам ГСУ ГУ МВД России по Нижегородской области Олег Кирюшкин.
Дело возбуждено по статье «Создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами и иным причинением вреда их здоровью».
Следователи уже несколько раз пытались пообщаться с гуру Минцевым. Тот всячески игнорировал повестки, а не так давно вообще уехал из страны. Его примеру последовали и другие адепты, так что в поселении сейчас осталось всего несколько человек.
Зато на официальном сайте «Дивьи Локи» опубликовано открытое письмо, в котором утверждается, что все обвинения - клевета и домыслы. Доказать обратное будет непросто.
По словам кандидата юридических наук, врача-психиатра высшей категории Варвары Фетисовой, привлечь к ответственности руководителей таких организаций крайне проблематично - ведь формально лично они не совершают никаких противоправных действий. Запретить посещать секту взрослому человеку тоже невозможно. Это его личный выбор. Вот и получается, что спасение тех, кто попал под влияние чужой воли, остается делом близких людей. При этом сами они часто рискуют поддаться воздействию секты.
ЧТО ДЕЛАТЬ С ОДЕРЖИМЫМИ?
Как советует доктор Варвара Фетисова, нельзя поддаваться влиянию одержимого какой-либо идеей. Очень важно при этом осознать, что человек этот болен, он не в состоянии рационально оценивать действительность.
Необходимо обратиться за помощью к психологу или психиатру, знакомому с состояниями психологической зависимости. Основные сложности лечения: отсутствие самокритики, нежелание лечиться, высокая вероятность срывов на первых этапах лечения.
Если человека в процессе обработки не накачивали психотропными или наркотическими препаратами, то прогноз благоприятен: нехимические формы зависимости излечимы полностью. С остальными сложнее. Но можно добиться длительной ремиссии путем замещения искусственных переживаний естественными.
Также, по мнению Фетисовой, родственникам сектанта следует обратиться в полицию или прокуратуру с заявлением о проверке деятельности организации на предмет ее законности. Если же в секту попал подросток до 18 лет, необходимо заявить об этом в подразделение по делам несовершеннолетних местного ОВД.
Что же касается пожилых людей, то они, как правило, попадают в секты либо из-за одиночества, либо по причине возрастных психических патологий. Поэтому если вы вдруг заметили странности в поведении своих престарелых родственников, отнеситесь к этому предельно серьезно.
«У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ СВОЙ ГУРУ...»
Известный российский исследователь современного сектантства, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Дворкин рассказал «Миру новостей», что любая подобная организация работает в своей социальной нише.
Прежде всего это секты-долгожители, к которым относятся мормоны и свидетели Иеговы - жесткие тоталитарные организации, существующие более века. Далее следуют две «авторские» секты - муниты и сайентологи. Остальные же группы довольно разнообразны: в их числе всевозможные псевдорелигиозные и псевдоцелительские организации, коммерческие культы, неоязыческие и оккультные общества.
Обычно люди в секту не приходят - их туда приводят. По словам профессора Дворкина, для этого необходимы два условия: во-первых, чтобы сектантская приманка соответствовала интересам человека, во-вторых, чтобы он в момент вербовки находился в наиболее внушаемом состоянии, например испытывал стресс или депрессию. Вербовщики же - это специально обученные люди, которые могут по поведению или манере общения практически безошибочно определить будущую жертву и степень ее внушаемости.
- В секту ведь прямо не зовут, а приглашают на бесплатные курсы английского или в школу раскрытия внутреннего потенциала, на консультацию к доктору, в кружок по занятию йогой... И если в этот момент у человека из-за стресса снижен порог критического восприятия, он попадет в секту, - говорит Александр Дворкин.
Как узнать, стал ли близкий человек сектантом?
- Люди резко меняются, чаще всего не в лучшую сторону - не слышат никаких аргументов, отказываются от всего, что раньше любили, становятся раздражительными... Существует такая невеселая поговорка среди сектоведов: у каждого человека есть свой гуру. И ваше счастье, если вы его никогда не встретите, - отметил профессор Дворкин.