Главный проект весенне-летнего сезона Третьяковская галерея посвятила семье художников Васнецовых. Охватив без малого полтора столетия, музей соединил творчество трех мастеров: «коренного» в династии Виктора, его брата Аполлинария и внука Андрея. Выставку приурочили к юбилейным датам: в прошлом году исполнилось 175 лет со дня рождения Виктора Васнецова, а ровно век назад родился его внук Андрей, впитавший дух замечательной семьи, но сумевший выработать совершенно особую манеру. Каждый из художников ярко отразил свою эпоху и в то же время ее опередил, стал настоящим новатором.
Лет 35 лет назад эта фамилия появилась на афише в том же здании на Крымском Валу, когда основной, исторический корпус галереи давно стоял на реконструкции, а хранившие-ся там картины были недоступны зрителям. В тех условиях «персоналка» Виктора Васнецова произвела в Москве фурор. Как и теперь, выставку открыли на все лето, и к его концу, устав томиться в очереди за билетами, посетители стали умолять экскурсоводов провести детей по экспозиции. Музейный бум был всегда, были бы интересные выставки!
Помимо такой понятной радости встречи с любимыми полотнами, благодаря школьным учебникам врезавшимися в память советских детей, та выставка открывала нам иного Виктора Васнецова. Не только создателя ярких сказочных полотен, но и мыслителя, автора сценографических и религиозных циклов, расписавшего и даже построившего несколько храмов, первопроходца национального романтизма, одного из творцов стиля модерн. Теперь художник, чье имя заслуженно сопровождает эпитет «великий», дополнен показом лучшего в наследии его брата Аполлинария, певца старинной России и автора исторических пейзажей-реконструкций, а также внука Андрея, одного из лидеров «сурового» стиля.
Однако название выставки «Связь поколений» не стоило бы сводить к узкосемейному кругу. Если говорить на модную нынче тему культурного кода, то для русских людей в нем, наряду со стихами Пушкина, баснями Крылова или музыкой Чайковского, прочно вшиты васнецовские «Богатыри», «Аленушка» и «Снегурочка». Поэтому тезис о связи поколений можно трактовать широко: спустя век после создания этот ряд картин, объединяемых темой русского фольклора и былинного эпоса, служит чем-то вроде пароля, общего для россиян.
Нам трудно поверить, что далеко не всем современникам нравились «фольклорные» картины Виктора Васнецова — плоть от плоти родной культуры. Трудно представить, что эпическое полотно «Богатыри» было завершено лишь через 17 лет после начала работы, которую прервал заказ росписи Владимирского собора в Киеве. Из этого грандиозного труда 45-летний Виктор Васнецов вышел в статусе мэтра, однако и тогда многие его работы, ныне неотъемлемые от коллекции Третьяковки, не были куплены владельцем галереи, даром что он уже на первой выставке с участием Васнецова отметил молодого передвижника. Такие картины, как «Три царевны подземного царства» или «Ковер-самолет», первоначально приобрел меценат Савва Мамонтов. Кстати, в сложившемся вокруг него знаменитом Абрамцевском кружке Васнецов был активным членом, подолгу гостил у Мамонтовых в подмосковном поместье, создал для него проект церкви и расписал ее, а затем и сам снял дачу по соседству с большой своей семьей. Да и канонические теперь костюмы и декорации к «Снегурочке» Римского-Корсакова были созданы для постановки в Русской частной опере, принадлежавшей Мамонтову...
Виктор Васнецов, художник многогранный, создал и эскиз фасада «старого» здания Третьяковки. Однако каждый приходящий в ГТГ не может миновать современный Инженерный корпус, хотя мало кто знает, что и к его оформлению причастен Васнецов — только младший. Очень выразителен его поздний автопортрет: обладатель былинного облика, он изобразил себя старцем с трагически пронзительным взглядом. Этот человек прошел сквозь горнило ХХ века, юношей ушел на фронт, выдержал всю войну, на которой пал его старший брат, а в дальнейшем был вынужден стать советским художником. Почти тайно он создавал «черные на черном» мистические полотна, которые сближаются с творчеством мэтров европейского модернизма.
Однако этот же человек создал мозаику на фасаде кинотеатра «Октябрь» на нынешнем Новом Арбате, оформил Музей космонавтики в Калуге и Дворец пионеров на Ленинских горах, шедевры позднего советского модернизма. А в конце 80-х предложил вписать в архитектурный комплекс ГТГ храм св. Николая в Толмачах, сегодня так естественно входящий в жизнь музея. Иными словами, Андрей Васнецов оказался творцом стиля эпохи — под стать своему великому деду.
Занимался он и воссозданием родного гнезда, устройством музея-заповедника в вятском селе Рябово, откуда разлетелись по России шестеро сыновей священника Михаила Васнецова. По тогдашним правилам все они получили духовное образование, но никто не стал служить в церкви. Пример подал старший, Николай, в 1860-х он решил выйти из духовного сословия и стал учителем. За ним последовал Виктор: учился в семинарии, но ушел с предпоследнего курса, чтобы отправиться в Петербург, в Академию художеств. Мог ли он предположить, что полвека спустя посвятит себя церкви его сын Михаил, названный в честь деда-священника, но получивший диплом Московского университета? Воин Первой мировой, сотрудник обсерватории в Одессе, ученый-астроном, он, как и отец, не принял революцию. Но если Виктор Михайлович остался в Москве, то Михаил Викторович уехал в эмиграцию, жил в Праге, работал в университете, а в 1932 году стал священником... и прожил дольше всех Васнецовых в своем поколении, окончив дни в 1972-м...
В семейном разделе выставки выделю чудесные детские портреты. Виктор Васнецов переписал всех своих близких. В этой галерее запоминаются образы детей — не потому ли, что златовласые голубоглазые отроки не раз встречались нам в картинах мастера? Как многие художники, он использовал домочадцев как модели. Впрочем, стоит немного отвлечься от благостного созерцания и прочитать биографии детей и других родственников Васнецова. При всей человеческой и профессиональной состоятельности в их жизни хватало драм, начиная с тяжелой болезни старшего сына Бориса вплоть до ареста в 1930-х племянника Всеволода, океанографа и исследователя Арктики.
Но самый поразительный раздел выставки связан с грандиозным трудом Виктора Васнецова над росписью Владимирского собора в Киеве. Ничто не сравнится с посещением его реального пространства, где живопись и архитектура работают воедино, тем не менее и эскизы дают яркое представление об этом уникальном комплексе. В центре изображение Богоматери с младенцем — автор подарил его Павлу Третьякову. Признаюсь, помня множество прекрасных образов Богородицы в русском и мировом искусстве, ловлю себя на мысли, что именно так и представляю себе этот персонаж, в сочетании тихой мягкой красоты и мощной внутренней силы.