Чем сильнее обостряется обстановка на донецком направлении, чем больше поражений ВСУ терпит на фронте, тем активнее киевский режим хочет создать информационный повод для отвлечения внимания Российской Федерации. Любимой темой для Украины стал Крымский полуостров, угроза ударить по которому звучит все чаще. Главной целью Киев выбрал Крымский мост и обещает при первой возможности нанести удар, при этом использовать для атаки американскую РСЗО HIMARS.
Еще в июне с угрозами в адрес Крымского моста высказывался генерал-майор ВСУ Дмитрий Марченко, уточнив при этом необходимое условие для удара — поставка западного оружия на Украину. Теперь, когда из Америки прибыли американские HIMARS, тема вновь ожила в устах украинских военных и политиков, даже несмотря на обещание Зеленского не использовать оружие для ударов по России.
Рупор украинской пропаганды и помощник президента Украины Владимира Зеленского Алексей Арестович нацелился на Крымский мост. Пока на словах, но звучащих очень агрессивно и почти с открытой угрозой: «Если есть ограничение от партнеров, в частности, не бить по территории РФ, потому что они видят общую картину, так не будем бить. Так у нас целей на территории Украины хватает», — отметил Арестович. Крымский мост, по его мнению, находится в «территориальных водах Украины», и с ним могут случиться «какие-то неприятности». А накануне, почти одновременно с Арестовичем, тему Крыма поднял и представитель Главного управления разведки (ГУР) минобороны Украины Вадим Скибицкий, допустив удары из привезенных американских РСЗО M270 и HIMARS по объектам инфраструктуры полуострова, а также Черноморскому флоту РФ.
Агрессивные заявления украинских политиков и военных без внимания в России не остались. В Государственной думе РФ предупредили Киев: последствия могут быть для Украины сокрушительными. Воинственные высказывания лишь подтверждают правильность специальной военной операции. «Угрозы со стороны украинской хунты атаковать Крым или Крымский мост только подтверждают, что денацификацию и демилитаризацию нужно проводить на всей Украине, в противном случае всегда будет сохраняться угроза для нашей территории, наших граждан и инфраструктуры», — написал в своем Telegram-канале сенатор Андрей Клишас.
По данным СМИ, Украине Америка передала восемь установок HIMARS и в скором времени планирует привезти еще четыре. Сообщается также, что две установки уже выведены из строя ВС РФ. Так ли опасны эти РСЗО на самом деле, смогут ли они причинить Крымскому мосту серьезный ущерб?
«Что касается авиации, тут никаких проблем нет, — комментирует известный военный эксперт, директор музея войск противовоздушной обороны Юрий Кнутов. — Украинская авиация до нас просто не долетит, ее перехватят и собьют наши истребители или зенитно-ракетные комплексы. С HIMARS ситуация сложнее, это реактивная система залпового огня. РСЗО активно использовались в Сирии, и наши ЗРК успешно справлялись там не один раз. Такая же ситуация и на Украине; мы стреляем по ракетам «Смерч», «Ураган», которые по габаритным характеристикам во многом совпадают с HIMARS, поэтому тут должна быть традиционная защита — многоэшелонированная система ПВО. На дальних подступах работают С-300 ПМ2, С-300 В4, на ближних подступах работают комплексы «Панцирь С», «Тор М2», «Бук М2», «Бук М3». Этих систем достаточно, чтобы отбить атаку HIMARS. Единственная сложность в том, что атака может быть массированная и с одного направления. С этим мы столкнулись в Новой Каховке, когда ВСУ был нанесен массированный ракетный удар: в качестве отвлекающих ракет от них шли ракеты типа «Смерч», а в конце они пустили уже HIMARS. Комплексы отработали по первым ракетам, а вторые, как раз американские ракеты, смогли долететь. У них, кстати, каждая ракета имеет индивидуальное наведение при помощи системы GPS, и в случае массированного удара противовоздушная оборона может быть пробита. Несмотря на GPS, ракета в некоторых случаях может улететь в сторону и попасть в другое место. Основной же принцип борьбы с HIMARS — это выслеживание и уничтожение складов ракет, выслеживание и уничтожение этих ракет и их пусковых установок.
— Если ракеты все же достигнут моста, какие будут от них разрушения?
— Разрушить мост нельзя, но можно повредить. Там очень мощные опоры, способные выдержать таран баржи или грузового судна. Опоры на это рассчитаны, они достаточно глубоко вкопаны в землю. Само дорожное полотно, конечно, можно вывести из строя, но оно быстро ремонтируется — несколько дней, максимум неделю. Это все больше будет носить политический характер.
— В таких условиях, наверное, очень важно, что мы своевременно отодвинули фронт от Херсона?
— Если они получат ракеты ATACMS с дальностью 300 километров, фронт опять нужно будет отодвигать.
— Могут ли подводные средства провести атаку на Крымский мост?
— Там нет таких возможностей, флот контролирует ситуацию. Хотя была информация, что Америка разрабатывает беспилотники, похожие на торпеды, и якобы Украина хотела их приобрести. Но точность наведения такого БПЛА на опору моста достаточно низкая, и для атаки нужно подойти достаточно близко, а наш Черноморский флот несет круглосуточное боевое дежурство. Сомневаюсь, что такая операция будет успешной.