Как правило, отношение к собственной фигуре формируется телевидением, соцсетями, косыми взглядами и рекламными плакатами. Пора найти в этом списке место здравому смыслу.
Бодипозитивизм — тема номер один в социальных сетях. Бейонсе, Эми Шумер, Серена Уильямс — новые иконы. Кейт Уинслет вписывает в контракты с косметическими компаниями пункт, запрещающий ретушировать ее фотографии. Модель plus size Эшли Грэм, появившаяся на обложке Sports Illustrated, заявляет, что «идеального тела не существует». В инстаграме по хэштегам #CelebrateMySize и #BodyPositive — сотни тысяч публикаций. Общий тренд можно описать словами Джиджи Хадид: «Да, у меня есть грудь, у меня есть попа, у меня есть бедра. И я горжусь этим».
ПОПАЛИ В СЕТИ
Казалось бы, лед тронулся, и мы наконец учимся любить себя такими, какие мы есть. Однако опросы среди женщин на тему их внешности вообще и фигуры в частности, которые американский журнал Self проводит ежегодно с 1989 года, показывают, что ситуация не так однозначна. Да, сегодня женщин, довольных своим телом, вдвое больше, чем в 1992 году. Но их все еще катастрофически мало — всего 14 % от общего числа опрошенных. «Я в шоке от того, насколько сильно мои вес и внешность влияют на мое настроение», — призналась одна из респонденток. При этом 85 % женщин считают, что они должны относиться к своему телу лучше. То есть мы не только не любим себя, но и мучаемся от чувства вины за эту нелюбовь. И похоже, все эти позитивные призывы знаменитостей и жизнеутверждающие теги ни на что особенно не влияют. Почему? «Люди не начнут думать и чувствовать иначе просто потому, что им так сказали, — объясняет психолог Памела Рутледж, изучающая воздействие технологий и социальных сетей на поведение. — Соцсети стали важной частью жизни. Мы видим бесконечный поток фотографий, невольно постоянно сравниваем себя с другими — и в итоге зацикливаемся на своем внешнем виде, вместо того чтобы фокусироваться на своих чувствах и способностях».
При этом психологи утверждают, что сравнение с обычными людьми наносит самооценке даже больший вред, чем равнение на знаменитостей. Мы интуитивно понимаем, что звезды и модели имеют ресурсы, которых нет у нас: персональных тренеров, косметологов и диетологов. Но когда подруга подруги на селфи лучше, чем ты, невольно ловишь себя на мысли: «Со мной что-то не то. Почему я так не могу?» И далеко не всем приходит в голову, что отсутствие личного косметолога легко компенсируется наличием фотошопа, а идеальная фотография неизвестной красотки — причина всех ваших мыслимых и немыслимых комплексов — может иметь крайне слабое отношение к реальности.
Наконец, соцсети — это пространство, где не только смотрят друг на друга, но и беззастенчиво комментируют чужую внешность. И если раньше нападки и восторги доставались только знаменитостям, то теперь объектами обсуждения стали мы сами. «Я ежедневно получаю массу злобных комментариев в инстаграме, — рассказывает блогер Джордан Янгер. — Конечно, особенно обидные выпады задевают, но при этом они же укрепляют мою веру в себя и в то, что я делаю».
ДВА МИРА
Разумеется, вышесказанное не делает твиттер или инстаграм абсолютным злом. Более того, соцсеть может быть отличным источником вдохновения — главное, грамотно формировать свою ленту, подписываясь на тех, кто мотивирует, и избавляясь от фотографий, которые без конца подавляют вас. Скажем, вокруг фитнес-аккаунтов образуются сообщества, где люди задают вопросы, делятся опытом и успехами, принимают здоровую критику. Среди них инстаграм Sekta или, например, аккаунт австралийской фитнес-гуру Кайлы Итсинес, которая держит в тонусе и заряжает позитивной энергией четыре с половиной миллиона своих подписчиков. Помимо того она регулярно делает репосты фотографий в стиле «до» и «после», на которых обычные девушки демонстрируют свой прогресс в занятиях спортом, собственным примером мотивируя миллионы других начинающих физкультурниц.
МЫ МЕНЯЕМ МОДУ
АЛИСА И ЧЕЛСИ МИЛЛЕР, МОДЕЛИ
«Мы с моей сестрой Алисой очень похожи. Только я на пять размеров больше», — смеется Челси. Всю сознательную жизнь сестры воспитывают в себе позитивное отношение к телу. «Когда мне было восемь лет, я просила Алису позаниматься со мной спортом, потому что хотела быть такой же худой, как она, — вспоминает Челси. — Годы спустя Алиса как-то спросила, понимаю ли я, как часто называю себя толстой. И у меня в голове будто переключился рычаг. Как только я перестала говорить о себе в негативном ключе, поняла, что вообще-то мне нравится мое тело». В итоге счастливую и уверенную в себе девушку заметили: Челси вслед за сестрой подписала контракт с модельным агентством.
ВНУТРИ МЕНЯ
«У меня не типичное для тренера тело, и сейчас я горжусь этим, — рассказывает 31-летняя Николь Уинхоффер. — Но в семнадцать лет я была одержима стремлением к совершенству, почти не ела и весила 43 кг». Спустя два года организм дал сбой: выступая с бродвейским мюзиклом, Николь набрала почти 30 кг. И только когда она перестала выступать и начала танцевать для себя, она наконец нашла баланс. Вселенная посылала знаки: Мадонна выбрала ее персональным тренером, Стелла Маккартни предложила представлять свою линию для adidas. Сейчас у Николь собственная танцевальная студия в Нью-Йорке, где каждое занятие она заканчивает напутствием: «Любите себя».
НА СВОЕМ МЕСТЕ
Двадцатипятилетняя звезда инстаграма Джордан весит на 10 кг больше, чем два года назад. Тогда она начала вести инстаграм под ником Blonde Vegan. За красивыми фотографиями и счастливыми хэштегами она прятала орторексию — ненормальную фиксированность на правильном питании. «Чтобы поддерживать ощущение «чистоты и легкости», я даже пыталась месяц питаться одними соками», — вспоминает Джордан. Все поменял случайный разговор с другом, который открыл ей глаза. Джордан обратилась за помощью к психологу, избавилась от запретов в питании, переименовала инстаграм в Balanced Blonde, пробежала Лос-Анджелесский марафон. «Теперь, когда я смотрюсь в зеркало, я больше не думаю о том, толстая я или худая. Я сильная, подтянутая и способна пробежать 42 км. Что может быть прекраснее?»