ТОП 10 лучших статей российской прессы за Dec. 12, 2024
Истоки поведения
Автор: Тимофей Бордачев. Профиль
Одна из уникальных особенностей России состоит в том, что, в отличие от политической цивилизации Запада или, например, Китая и Индии, у этой великой державы никогда не было своей «Большой стратегии». Русская мысль не создала ничего подобного творениям Сунь-Цзы, «Стратегикону» Маврикия или трудам Макиавелли. И это при том, что Россия с ее 1000-летней историей государственности – единственная цивилизация за пределами Запада, отстоявшая, по определению Доминика Ливена, в борьбе с ним «свою особую, независимую нишу в современном мире».
Все важнейшие успехи в российской истории достигались спонтанно или в результате естественного хода событий. Главнейшее из этих достижений – способность на протяжении уже более 500 лет самим определять внутреннюю и внешнюю политику. Именно это стремление жить своим умом, сохранять суверенитет составляет основу того, что в России заменяет все стратегические трактаты.
Первые 250 лет русской государственности, сложившейся вокруг Москвы, стали эпохой накопления самого трагического и важного опыта, определяющего то, как Россия и сейчас ведет себя в отношениях с другими странами. Ключевыми для этого опыта стали бурные события военной истории, духовное осмысление собственного места в мире, а также географические обстоятельства. Каждое из этих измерений находилось с прочими во взаимодействии, но оказало свое уникальное влияние на русскую внешнеполитическую культуру и, в меньшей степени, природу нашей государственности.
Внешнеполитический кризис середины XIII века стал наиболее масштабным и единственным, по-настоящему угрожающим самому существованию русской государственности и народа. Тогда Русские земли подверглись одновременному военному давлению со стороны всех своих соседей. Монгольское нашествие 1237–1241 годов обернулось военным разгромом практически всех русских земель-княжений. Однако непосредственные потери от татарского нашествия были менее значительными, чем для народов Средней Азии, Китая или Ирана. Русские земли сохранили военно-политическую элиту, что наряду с городскими восстаниями сделало невозможным установление прямой власти монголов на Руси. В результате ордынское государство не оказало влияния на развитие русских общественных институтов – оно шло своим путем. Но необходимость постоянного взаимодействия с Ордой создала то, что Николай Борисов определил как «отточенный в боях с татарами московский меч».
На протяжении почти 150 лет мы имели дело с противником, равного которому не было и победить которого не могли вплоть до сражения на Куликовом поле (1380). Но такое унизительное положение никогда не означало отказа от борьбы. Более того, именно нашествие и данническая зависимость от Орды сделали то, что прежде было невозможно: у Русских земель появилась причина для объединения. Во главе него стали князья московского дома Даниловичей – потомки младшего сына Александра Невского. Началась кропотливая работа по созданию государства, только теперь, под давлением извне, получившего смысл для населявшего его человека. Эпоха, в ходе которой сформировалась основная черта русской внешнеполитической культуры – способность к продолжению борьбы при осознании своей сравнительной слабости. И одновременно отсутствие для нас связи между силой противника и его правотой.
Непобедимость монголов на раннем этапе даннической зависимости от Орды вела к выводу, что нашествие – это «кара Божья», но не была резоном признать справедливость их «поганой» власти. А само наказание за грехи стало поводом для глубокой духовной работы, во главе которой стояли такие выдающиеся деятели Русской православной церкви, как митрополит Кирилл, святой преподобный Сергий Радонежский, митрополит Алексий (Бяконт). И, наконец, епископ Вассиан, вдохновлявший в 1480-м Великого князя Ивана III Васильевича на фактически бескровную, но окончательную победу над Ордой в результате «стояния на Угре».
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.