«Вечерка» продолжает знакомить читателей с интересными историческими фактами. Мы расскажем историю главного православного храма страны — храма Христа Спасителя, который был освящен 26 мая 1883 года.
Храм Христа Спасителя, построенный по проекту архитектора Константина Тона, был посвящен памяти русских воинов, погибших в годы наполеоновских войн. С самого начала храм планировался не только как памятник солдатам и офицерам, но и как символ мощи Российской империи. Первый проект был на редкость амбициозен — высота купола храма, заложенного на Воробьевых горах по проекту художника Карла Витберга, должна была составлять рекордные 240 метров, а украсить его хотели сотнями трофейных артиллерийских орудий. Но дальше фундамента дело не пошло.
А архитектора (который на самом деле был художником и не имел технического образования) Витберга обвинили в растрате и отправили в ссылку в Вятку. Правда, историки сходятся на том, что вряд ли немец был виноват.
— Храм Христа Спасителя был и остается самым масштабным московским храмом. Строительство на Воробьевых горах так ничем и не закончилось. Там успели только заложить фундамент. Но на престол взошел новый император, Николай I, и приоритеты поменялись. И я думаю, что история с проворовавшимся Витбергом была скорее поводом, хотя тот, без сомнения, был не самым большим специалистом по экономике, — рассказал «Вечерке» историк архитектуры Михаил Коробко.
А дальше на месте древнего Алексеевского монастыря развернулась масштабная стройка. Работы шли почти четыре десятка лет. Помимо самого храма рядом была благоустроена набережная, спуск к Москве-реке. Примечательно, что, по сути, с момента появления проекта до его освящения в России сменилось четыре императора — Александр I, Николай I и Александр II.
Лишь Александр III принял участие в торжественном освящении храма. А потом грянула революция. И полетели золотые маковки церквей. В 1931 году на высшем уровне было принято решение снести храм, чтобы построить на его месте громадный Дворец Советов, увенчанный огромной статуей Ленина. Очевидцы вспоминают, что первый взрыв храм пережил — словно солдат под шквальным обстрелом, отказывающийся сдаваться врагу. В третий раз под него был заложен особенно мощный заряд взрывчатки. Бытует легенда, что рубильник, который привел в действие адскую машину, дернул лично секретарь ЦК Лазарь Каганович.
Война спутала планы строителей, Дворцу Советов не суждено было занять святое место. Спустя пять лет после победы на Волхонке был построен бассейн «Москва», простоявший там до 1990 года. Однако историческая справедливость восторжествовала — и над Москвой-рекой снова вознеслись золотые купола храма Христа Спасителя. Как символ новой России. Несмотря на то, что за основу были взяты дореволюционные рисунки, фотографии и чертежи, новый храм несколько отличался от оригинала.
— Надо сказать, что современный храм, построенный по проекту архитектора Константина Тона, несколько отличается от взорванного. Во-первых, у оригинала не было цокольного этажа.
И если вы зайдете туда, то увидите классическую «сталинскую» архитектуру — это то, что осталось от Дворца Советов, который хотели построить на этом месте после того, как храм в 1931 году взорвали. Были несколько изменены позы статуй. И купол вместо позолоты был покрыт оксидом титана, — отметил Михаил Коробко.
Несмотря на некоторые отличия от оригинала, храм Христа Спасителя сегодня является не только символом нового времени и главным храмом страны, где проводит богослужения сам Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, но и важной достопримечательностью.
— Мы каждый день водим сюда иностранные экскурсии — из Европейских стран, Китая. И каждый раз у видящих его впервые людей захватывает дух.
Особенно на закате, когда заходящее солнце отражается на золотых куполах храма, — рассказала «Вечерке» экскурсовод Тамара Зимина. — Говорят даже, что если ты не видел храм Христа Спасителя, значит, ты не видел Москвы.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Протоиерей Александр Тимофеев, завкафедрой библеистики:
- Московской Православной духовной академии Изначально храм Христа Спасителя задумывался как памятник воинам русской императорской армии. Но он стал символом России, разделив в XX веке судьбу Российской Православной церкви и, наверное, всего нашего государства. Сначала, в 1920-х годах, он был захвачен «обновленцами» (раскольническое движение в русском христианстве, поддерживающее новую власть — «ВМ»), а потом, во время сталинской реконструкции Москвы, взорван.
По сути, это — храм-мученик. И его воссоздание было своего рода актом покаяния. В том духовном самоубийстве, которое после 1917 года было совершено большой частью русского народа.
КСТАТИ
Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, также построен по проекту Константина Тона. Хотя он меньше храма Христа Спасителя, но сохранил дореволюционные интерьеры. А в Донском монастыре можно увидеть часть барельефов, спасенных верующими в 1931 году.
ХРОНИКА
■ Декабрь 1812 года.
Генерал Петр Кикин впервые выдвинул идею строительства храма в память о погибших в годы наполеоновских войн.
■ 12 декабря 1817 года.
Первый камень храма заложен на Воробьевых горах.
■ 1825 год.
Строительство храма внезапно остановлено, а архитектор Карл Витберг обвинен в растрате средств.
■ Август 1837 года.
Еще одна церемония заложения первого камня храма, теперь на Волхонке.
■ 1849 год.
Закончены работы над сводом большого храмового купола.
■ 26 мая 1883 года.
Состоялось освящение храма, на котором присутствовал император Александр III.
■ 5 декабря 1931 года.
Храм взорван — на его месте планировали построить Дворец Советов, но этому проекту не суждено было осуществиться.
■ 1960 год.
На месте храма построен большой бассейн «Москва».
■ 1988 год.
в Москве была организована инициативная группа за воссоздание храма Христа Спасителя.
■ 5 декабря 1990 года.
Заложен первый камень на месте, где раньше стоял храм.
■ 19 августа 2010 года.
Состоялось великое освящение храма собором архиереев.