Вот и «Каракаснаш» – в Венесуэле, как сообщило агентство Reuters, будто бы объявились российские военные наёмники. То ли «Вагнер», то ли кто-то ещё – охраняют президента Мадуро. Выходит, живы курилки, а баяли, что после годичной давности неудачной попытки Госдумы узаконить ЧВК всех их «сольют» за ненадобностью. И «сливают»! – доказывает либеральная пресса, приводя в пример «Енотов», героев «русской весны».
Что же на самом деле происходит с российскими ЧВК – истребляют их или разводят – во всех смыслах этого ёмкого слова?
Роковое стечение обстоятельств! Прошлой зимой деятельность ЧВК у нас чуть было не легализовали. В Госдуму внесли соответствующий законопроект – дело было в середине января, и, по словам первого зампреда комитета по законодательству Михаила Емельянова, его принятие было предрешено «в течение месяца». «Выступление министра иностранных дел Сергея Лаврова (он высказался за легализацию ЧВК накануне. – Ред.) нас стимулирует к этому! – пояснял Емельянов. – Ситуация в Сирии показала актуальность частных военных компаний». И вот тут-то – рука судьбы! – 7 февраля под Дейр-эз-Зором в районе населённого пункта Хишам под авиационный удар американских ВВС угодили 5-й штурмовой отряд, бронегруппа и артиллерийское подразделение ЧВК. Западные издания протрубили о 644 убитых, сотрудник ЧВК позже уточнил, что погибших было всего 14 человек. Сути это, впрочем, не меняет – мы понесли большие потери. Настолько большие, что будь погибшие военнослужащими Российской армии, советская кампания в Афганистане показалась бы руководству страны с овчинку. Да ещё пришлось бы отвечать на удар наших американских партнёров – неизбежно, по всем правилам ведения войны. И всё это, напомним, накануне президентских выборов. Но, поскольку погибшие были не кадровыми военными, а безымянными добровольцами с позывными вместо званий, имён и фамилий, их массовая гибель не повлекла никаких последствий. Минобороны не пришлось отвечать американцам ударом на удар, а власти – оправдываться перед матерями, хоронящими сыновей. В самом деле, они ведь не интернациональный долг отдавали чужой стране, а гоняли туда на заработки. За длинным рублём. Так что после гибели 5-го штурмового отряда ни о каком узаконивании частных военных компаний речь больше не шла. Выходит, от затеи одомашнить «диких гусей» отказались?
Снова не герои, а уголовные преступники?
История движется по спирали – вот вам наглядная иллюстрация. Припоминаете, с чего начались все эти «зелёные человечки» в камуфляже без погон и прочих знаков отличия? Конечно же, с «русской весны» 2014 года – «вежливые люди» сначала в Крыму, а затем в Донбассе. А помните, что всему этому предшествовало? Почти никто не помнит. В октябре 2013-го – за два года до начала официальной военной операции российских войск в Сирии – 267 «солдат удачи» из ЧВК «Славянский корпус», повоевав где-то с полгодика, возвратились из Дамаска в Москву. И тут же чуть было не загремели за решётку по 359-й статье УК «Наёмничество». Эта уголовная статья, к слову, действует и сегодня. В итоге тогда на нарах оказались командиры Вадим Гусев и Евгений Сидоров, а рядовых наёмников, пока то да сё, свезли на хутор Молькино в Краснодарском крае. Там их и застигла «русская весна». Такой вот зигзаг удачи: вместо нар и тюремных камер вчерашние сирийские наёмники оказались в окопах Донбасса. Где и пригодились, заслужив боевые награды народных республик и увенчав себя воинской славой. Ну а Сидорову с Гусевым просто не повезло – им пришлось отсидеть по три года.
Сколько с тех пор минуло, пять лет с хвостиком? А буквально на днях по уголовному делу о вымогательстве «запустили» соответчиком командира отряда добровольцев E.N.O.T. Corp («Еноты») Романа Теленкевича. Таким образом, с октября 2013-го до февраля 2019-го новейшая история прошла один цикл. Один оборот по спирали – от Гусева с Сидоровым до Теленкевича. Что же, бойцы-добровольцы у нас снова больше не герои, а наёмники и уголовные преступники?
«Еноты» – общественная организация «Единые народные общинные товарищества». «Мочат» их нынче, как утверждают знающие люди, за близость к угодившему в опалу Игорю Гиркину, бывшему министру обороны ДНР, недальновидно занявшемуся политикой не с теми, с кем следовало, – с несистемными «патриотами». Вообще-то «Еноты» действовали большей частью в Луганске, а не в Донецке у Гиркина (их, к слову, и вооружили-то в ЛНР). Тем не менее «под каток» правоохранителей угодили не «СЕРБы» и не «Русичи», а «Еноты» (видимо, не следовало им организовывать первую пресс-конференцию Гиркина в Москве). А «Новая газета» в этой связи намекает, что главный «енот» Теленкевич со товарищи пострадали по той причине, что у них не было высокопоставленного покровителя, который бы их «крышевал», одновременно обеспечивая заказами. Высокопоставленной «крыши» у Теленкевича действительно не было, это чистая правда, но в жернова правосудия он загремел, думается, совсем не по этой причине. Сами рассудите. Имеется фактически бесхозная военизированная организация в несколько сотен «штыков» и с боевым опытом. Которая не подчиняется никому – ни силовой структуре, как, скажем, «Патриот», ни крупному сырьевому монополисту, как, например, «Луком-А». При этом руководитель этой военной махины был замечен в связях с несистемной оппозицией, а её рядовые члены остро нуждаются в средствах и вынуждены промышлять вымогательством. «Енотам» неоднократно предлагали «легализацию», приглашали вступить в Союз добровольцев Донбасса, тот, что организовал Александр Бородай «при Владиславе Суркове». Они и вступили, но вышли. Наплевали, можно сказать, в протянутую им руку. И что прикажете теперь с ними делать? Вот и власть не знает, но – опасается. Мало ли. А мы тут гадаем, с какого перепугу Теленкевича сделали соответчиком по уголовному делу.
Виктор ЛИТОВКИН, военный эксперт:
– ЧВК следует легализовать – государство должно нести ответственность за этих людей, а они должны отвечать перед государством. Рано или поздно их всё равно придётся вводить в правовое русло, чтобы однажды не подвести наше государство под монастырь. Сегодня нет никаких гарантий соблюдения прав родных и близких этих ребят и их социального обеспечения в случае ранения, последующего лечения. Ещё необходимо чётко прописать, что такое ЧВК, а что является наёмничеством, ибо до сих пор такого разъяснения в юридическом поле не существует.
«Чёрный нал» в человеческом обличье и с оружием
Лучше даже не спрашивайте, как уживаются в правовом поле и в массовом сознании 50 тыс. наёмников, воевавших в Донбассе, и статья Уголовного кодекса, карающая за наёмничество. Уживаются, как видим, неплохо. Год назад депутаты намеревались, приняв закон о ЧВК, обойти действие 359-й статьи, не отменяя её, но теперь, после инцидента в Дейр-эз-Зоре, кто же им даст?! В силовых структурах по достоинству оценили преимущества, которые даёт наличие где-нибудь в ведомственном предбаннике неучтённого боевого соединения, к тому же невесть кому подчинённого. Прошлым летом мы писали о ЧВК «Патриот», созданной якобы под патронатом Минобороны. Эти «подведомственные» наёмники и оснащены куда лучше, чем те же как бы бесхозные «вагнеровцы», и денежное довольствие там повыше – от 400 тыс. рублей до миллиона (тогда как «Вагнер» платил от 150 до 220 тыс. рублей). А сегодня аналогичные отряды создают и другие силовики. А почему бы и нет? Раз ЧВК нелегальны, значит, налогами не облагаются – так? Социальные гарантии тоже не требуются. И если что, пересчитывать мёртвых никто не станет. Это такой своеобразный «чёрный нал», только одушевлённый: бери и используй его, как заблагорассудится. Если не у себя в стране – вообще красота, никаких претензий не может быть в принципе.
Но если вам кажется, что подобные чудеса возможны только в России, то вы ошибаетесь. По соседству, на Украине, точно такая же ситуация. У них тоже есть уголовная статья, предусматривающая наказание за наёмничество, – 447-я. Но по ней пока никого не осудили – во всяком случае, никого из тех 70 тыс. «добровольцев», которые воевали в Донбассе. В случае с Украиной, к слову, история получается позаковыристее, чем у нас в России: ведь их «добровольцы» в отличие от наших воевали в своей стране со своим народом. И, таким образом, прямо подпадают под действие своей уголовной статьи. Не в пример российским наёмникам, которые, воленс-ноленс, воевали за границей – как бы вне поля зрения отечественных правоохранителей, а потому вроде бы и неподсудны. Рано или поздно украинским властям придётся решить непростую задачку. Имеются 70 тыс. граждан с боевым опытом и, даже не сомневайтесь, с неучтённым оружием на руках. При нищенских зарплатах или вообще без оных. Совершенно никак не организованных (привет, Союз добровольцев Донбасса, спасибо, что вас хоть так, ради галочки, структурировали!). И с нулевым интересом со стороны правоохранительных органов (с «ветеранами» вообще предпочитают не связываться – у них же «патриотизм» на всю голову, мало ли что!). Но если вам кажется, что это проблема одной только Украины, то вы заблуждаетесь. Границы между нашими странами, как и прежде, прозрачные. Никакого визового режима. Возникни вдруг завтра «горячая точка» (а это дело непредсказуемое, вспомните, как полыхнуло на Кавказе в своё время), и в неё хлынут тысячи украинских вооружённых наёмников.
В последнее время МВД Украины вынуждено «пропалывать грядки», устраняя наиболее одиозных наёмников, при том, что министра Арсена Авакова считают официальной «крышей» добровольческих соединений, в которых эти наёмники проходят службу. Такой вот дуализм – это на заметку тем нашим согражданам, которые наивно полагают, что-де «бог не выдаст, свинья не съест». Ещё как съест – при случае.
Александр ГОЛЬЦ, военный эксперт:
– Желание депутатов вернуться к обсуждению закона о ЧВК и тем самым немного погреть свои руки понятно. Но какой смысл? Государство уже нашло способ, как привлекать «солдат удачи» для выполнения ответственных, но «закадровых» миссий. Есть закон о краткосрочных контрактах, можно нанять на несколько месяцев тех отслуживших срочную, кому захотелось повоевать. «Вагнер» и прочие больше не нужны, а наёмники, по сути, легализованы безо всякого упоминания ЧВК. Хочу здесь оговориться: ЧВК у нас всё ещё используются, но вот придавать им легальный статус, кажется, уже нет никакого смысла.
Наёмник как повод для торга
О массовой гибели российских наёмников в Сирии со временем позабыли и почти год не вспоминали о том, что закон о ЧВК депутаты так и не приняли. В самом деле, к чему огород городить, если проблема решилась сама собой.
Ведомства – кому требовалось – организовали у себя под бочком подконтрольные военизированные структуры, прикрыв их на всякий случай «ветеранским» камуфляжем. Припомнили и давнишнюю президентскую формулировку, что-де добровольцы – «инструмент реализации национальных интересов без прямого участия государства». Ёмко ведь, согласитесь.
Заодно отыскался и полезный юридический крючок. Помните, в конце 2016-го приняли правительственные поправки в закон «О воинской обязанности и военной службе»? Согласно этим поправкам, отслужившие срочную службу и уволившиеся в запас граждане считаются исполняющими обязанности военнослужащими и могут быть задействованы в действиях «по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации». Срочную службу у нас оттянули довольно многие, так что кадровый голод вербовщики точно не испытают. В Сирии (Ливии, Центральноафриканской Республике – далее везде) мы против кого воюем? Против террористов! Так и в добрый путь, дорогие добровольцы, никто вас за это не осудит. Вы считаетесь как бы военнослужащими – по закону, который, к слову, вступил в силу ещё 9 января 2017 года.
Правда, имеются некоторые несущественные неувязки. Скажем, международное право запрещает сотрудникам ЧВК принимать непосредственное участие в боевых действиях, поскольку это равносильно наёмничеству. И вообще, сотрудники ЧВК считаются гражданскими лицами (попадая в плен, они не считаются военнопленными, о как!). И оружие у них – только для самообороны. Другое дело наёмники. Коими, по сути, и становятся наши добровольцы. И в чём тогда смысл создавать ЧВК и менять под это дело законодательство?! Смысл, однако, имеется. ЧВК – большой бизнес, в котором крутятся огромные деньги. Выручка крупной ЧВК может составлять от миллиарда до 10 млрд долларов в год. Это же Клондайк. Попытку годичной давности принять закон о ЧВК недаром называли лоббистской – кому-то очень хотелось надеть на добровольцев хомут и отвести их в своё стойло, чтобы затем на них зарабатывать, сдавая внаём. Знал ли министр Лавров, делая свои заявления о необходимости принять закон о ЧВК, что он тем самым лоббирует чей-то персональный интерес?
В середине ноября прошлого года несколько «несистемных» российских ветеранских организаций обратились в Международный уголовный суд в Гааге с требованием начать расследование в отношении отечественных ЧВК по факту «насильственного удержания лиц и применения их в военных действиях». В отечественных изданиях замелькали высказывания секретаря общественной организации «Поколение Победы» Евгения Шабаева, мол, необходимо найти и наказать ответственных за то, что сотрудников частных военных компаний вынуждают жить и работать «в нечеловеческих условиях». «Проблема в том, – разъяснял Шабаев на «Эхе Москвы», – что существование ЧВК всеми органами государственной власти нашей страны отрицается. При этом они говорят о том, что ЧВК и сами работники этих структур являются нарушителями закона. Поскольку нет других механизмов, мы решили обратиться в Международный уголовный суд, по факту взятия в заложники и применения граждан России в военных действиях».
Поворот, согласитесь, эффектный. То ли Шабаев, то ли те, кто за ним стоит, похоже, решили шантажировать государство. Мол, либо принимайте закон о ЧВК, либо напустим на вас международную общественность. Не ототрётесь. Шабаев, между прочим, давит на болевые точки весьма умело – знает, чем запугать. «Плохая организация российских ЧВК приводит к высоким потерям». «Управление в большей степени осуществляется людьми, далёкими от вооружённых сил». «Когда солдат направляют на штурм дзотов до артподготовки, очень мало людей выживает» – и т.п. В общем, либо принимайте соответствующий закон, да поскореича, либо придётся эти ваши ЧВК разогнать.
По всей видимости, Шабаев и его подельники бьют точно в цель, ибо на днях в Госдуме снова засобирались вернуться к повестке годичной давности. Кому и зачем это нужно, никто внятно не объясняет. Правда, пока обошлось без сопутствующих посылов главы МИДа и замглавы думского комитета по законодательству. Активнее других суетятся эсеры и либеральные демократы – уж эти-то знают, с какой стороны масло на бутерброде. Сомневающимся суют под нос Конституцию, тыча пальцем в часть 5-ю 13-й статьи: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований». Налицо как бы нестыковка с исправленным законом «О воинской обязанности и военной службе». Чем не повод для спекуляций? Не ясно, правда, дойдёт ли дело до новой попытки протащить через Думу закон о ЧВК. Но не сомневайтесь – не сегодня, так завтра такую попытку предпримут. И международная обстановка подходящая. Вон уже и в Венесуэлу наших «диких гусей» послали, и в Центрально-африканскую республику, и в Судан – «Наша Версия» об этом подробно писала.