ТОП 10 лучших статей российской прессы за Dec. 1, 2020
«Главное разочарование года»
Автор: Николай Вардуль. МК Московский Комсомолец
Информация о новых вакцинах от коронавируса толкает рынки вверх. Вместе с ними растут нефтяные котировки, в свою очередь, тянущие за собой курс рубля. Одни эксперты говорят, что пока рубль недооценен, другие — что, несмотря ни на что, самое время покупать доллары, дальше они будут дорожать уже по американским причинам. Чтобы всерьез разобраться в ситуации, уже сложившейся на валютном рынке, а тем более в том, как она будет развиваться в ближайшее время, следует шире взглянуть на стоящие проблемы. Тем более что это уже сделали аналитики крупнейшего швейцарского банка Credit Suisse.
Анализ швейцарских банкиров сразу заставляет напрячься, они называют рубль «главным разочарованием года». Для российской экономики, а значит, и для нас, российских граждан. Строго говоря, ничего принципиально нового в этом нет, но все равно хочется узнать швейцарское объяснение.
В Credit Suisse хладнокровно оценивают уровень поддержки рубля и приходят к выводу, что с ней-то как раз все в порядке. У нее две опоры.
Первая — валютные доходы от экспорта, прежде всего нефти и другого сырья. На свою валютную выручку экспортеры покупают на внутреннем рынке рубли, укрепляя курс национальной валюты. По данным Центробанка, за первые десять месяцев 2020 года профицит счета текущих операций составил $29,9 млрд. Хотя это вдвое меньше аналогичных результатов прошлого года ($60,5 млрд), швейцарские банкиры все равно считают этот масштаб достаточным для внутреннего валютного рынка.
Вторая опора рубля — валютные интервенции Банка России. Сам ЦБ такие формулировки предпочитает обходить, отстаивая «свободное плавание» рубля, в которое он отправился еще шесть лет назад, в конце 2014 года. Но, с одной стороны, есть бюджетное правило, в рамках которого в случае, когда текущие цены на нефть опускаются ниже принятой в бюджете «цены отсечения» (в 2020 году — $42,4 за баррель нефти марки Urals), ЦБ продает на внутреннем рынке валюту из Фонда национального благосостояния (ФНБ), тем самым поддерживая рубль. Когда текущие цены выше и рублю, соответственно, ничего не грозит, валютные доходы экспортеров, наоборот, пополняют ФНБ. С другой стороны, есть и другие каналы, по которым ЦБ в 2020 году продавал на внутреннем рынке валюту из ФНБ. Главный из них — обслуживание сделки по покупке правительством у ЦБ пакета акций Сбербанка.
Дальше аналитики Credit Suisse отмечают парадокс: с уровнем поддержки рубля в принципе все в порядке, однако в 2020 году рубль стал «одной из самых слабых валют в Восточной Европе». Разгадка — в бегстве капиталов из России.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.