В студии сетевого вещания «ВМ» прошел круглый стол: «Философия богатства. Умеем ли мы правильно обращаться с деньгами?» Так почему в России такое неоднозначное отношение к богатым?
В студии сетевого вещания «ВМ» прошел круглый стол: «Философия богатства. Умеем ли мы правильно обращаться с деньгами?» Так почему в России такое неоднозначное отношение к богатым? Вопрос не праздный. Все мы хотим быть богатыми и счастливыми. Но почему-то те, кто богатства достиг, кто, казалось бы, может стать примером для подражания, в России не всегда в почете. А часто их даже ненавидят. В чем дело?
Алексей Мухин: Богатым человеком можно родиться. Так сказать, с золотой ложечкой во рту. Человек с рождения попадает в определенную среду, получает определенные поведенческие навыки: как быть богатым, как распоряжаться деньгами, как их приумножать.
Другая история, когда богатство сваливается как снег на голову. Мы в 1990-х наблюдали этот феномен, и он вызывал ужас у наших будущих западных партнеров. Ведь новые русские совершенно не умели себя вести. И, наконец, третий тип богатого человека — это self-madeчеловек, который сам себя сделал и деньги реально заработал. Эти люди знают деньгам цену, относятся к ним рачительно, их поведение разумно.
Андрей Ковалев: Возьмем Англию. 1200 лет протестантская семья копила, складывала, приумножала, и вот у них миллиард фунтов. Разумеется, за это время, из поколения в поколение, сформировалось мировоззрение богатого и рачительного хозяина. А у нас миллиард фунтов — это один подписанный контракт! Я вспоминаю 1990-е. Человек заработал первые 100 тысяч долларов. И тут же покупал «мерседес-140». Никогда не забуду этих смешных ребят. Цепь с хорошую проволоку толщиной и золотая икона Смоленской Богоматери на груди размером с тарелку. Но все мы ездим за границу, смотрим, общаемся… В общем, сейчас таких смешных людей уже нет.
Разве что в шоу-бизнесе. Тимати купил «ламборджини» — конечно, всем нужно показать. Галкин построил замок — тоже нужно показать. И чиновники туда же! Я очень не люблю Сталина, но считаю, что они должны быть, как Иосиф Виссарионович — спать на кровати, застеленной шинелью. А на стене — вырезки из «Огонька». Пусть получает удовольствие от власти, как Сталин, а не от богатства.
«БУРЖУЙ — ПЛОХОЙ»
Наталья Варская: Губернатор Сахалина Александр Хорошавин, обвиняемый в получении многомиллионной взятки, не стал обжаловать свой арест. Но авторучка за 1,3 миллиона рублей, согласитесь, все равно всех раздражает. Хорошавин, по всей видимости, принадлежит к определенному психотипу — демонстративному.
Ему было важно, чтобы все увидели дорогую ручку. Несмотря на то что в его интересах было ее наличие скрывать! А раздражает ручка потому, что в народном восприятии буржуй всегда плохой, и пусть он своими ананасами подавится. Вспомните: главный герой русских сказок — Иванушка из бедной семьи. А плохой — чахнущий над златом Кощей, богач. В классике — то же самое. Бедные — хорошие. Богатые — плохие.
Андрей Ковалев: В этом-то и трагедия нашей страны! Сформировалось мнение, что богатый — всегда вор.
Наталья Варская: Мир так устроен, что богатства на всех не хватает, поэтому бедные люди, чтобы улучшить свое само ощущение, говорят, что не в деньгах счастье, а богатые — часто плохие.
Алексей Мухин: Во многих странах не так. Если обеспеченный человек занимается благотворительностью, то есть решает некоторые проблемы социума, помогает ему, то отношение к нему вполне дружелюбное. Но если богатый человек ведет себя вызывающе, возникает настоящая социальная ненависть. И она проявляется во всем. Тебе даже могут поцарапать машину во дворе, если она дороже, чем все, припаркованные рядом.
У нас же богатые люди часто сами провоцируют ненависть к себе. Например, Ксения Собчак. Проблема в том, что культура истинного богатства и меценатства, сформированная до революции, была большевиками разрушена.
Георгий Бовт: Нужно разбираться с чиновниками, которые пилят бюджет. Если начать реальную компанию по их посадке и даже если она продлится только полгода, то количество «пилящих» быстро сократится. Но для на чала я бы советовал разобраться хотя бы с фамилией Сердюков.
МЕРЯЮ ЖИЗНЬ КУРТКАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
Андрей Ковалев: У меня есть дорогие машины. А еще — шикарный старинный особняк, забитый антиквариатом, я получаю от него колоссальное удовольствие. И как же мне не выложить это в интернет? И я выкладываю — похвастаться. Но не богатством, а красотой интерьера.
Герман Пятов: Для меня деньги абстрактны. Я вообще деньгами жизнь не меряю. А меряю я ее детскими куртками. Вот появились куртки из Лондона — диво дивное за 5 фунтов — 350 рублей. А здесь они 3–4 тысячи рублей. И я 80 килограммов таких курток на себе привез. И когда я иду в ресторан, беру кофе с пирожным и понимаю, что оно стоит как одна куртка, мне пирожное в горло не лезет! Или взять машину. Я много езжу по городам и весям, у моей машины пробег — 412 тысяч километров. Знакомые бизнесмены, меценаты, говорят: Герман, давай мы купим тебе машину! Но я не мо гу принять эти деньги и потратить их на какой-нибудь «лэнд крузер». Поэтому езжу на старом микроавтобусе, потому что туда курток помещается больше!
Кирилл Кабанов: Вот вы говорите, что в России не любят богатых. Но все же понимают, что большая часть богатейших людей — клептократы, разворовавшие в 1990-е годы богатство страны. Иными словами — мое и ваше богатство.
Конечно, они вызывают раздражение. А категория людей типа Хорошавина — не чиновники, но бизнесмены. И дорогая ручка для него — это бизнес-подарок. Партнеры подарили. Главная проблема в том, что в России до сих пор нет национальной идеи. Правил поведения, кроме идеи личного обогащения, просто не существует. Вместе с тем я бы не сказал, что в стране не любят буквально всех богатых людей. Тех, кто создал свой бизнес, дает людям работу, многие уважают.
Герман Пятов: Я думаю, что если бы выяснилось, что губернатор Хорошавин часть денег, которые он якобы получил в качестве взятки, отдал сиротам, ветеранам, инвалидам, отношение к нему бы сразу изменилось. Люди бы сказали: «Вот не повезло мужику — арестовали. А кто не ворует? Все воруют. А он хоть делился…»
Алексей Мухин: Есть и другая проблема: героизация коррупции, которая в 1990-е внедрялась в сознание людей. Неважно, как ты заработал. Украл — все равно молодец!
Андрей Ковалев: Просто у нас не протестантское сознание. Вспомните английских протестантов. Это они придумали доктрину, что именно честный труд богоугоден. Что честно заработавший деньги попадает в рай. Неудивительно, что самые богатые страны сегодня именно протестантские: Великобритания, Германия, Голландия, Швеция, Норвегия, США.
Алексей Мухин: На самом деле, как показывает практика даже этих стран, богатые люди не очень-то пользуются своими деньгами. Они не могут, просто не в состоянии все их потратить. Их главная функция — деньгами распоряжаться. Если в государстве система распределения богатства налажена, все замечательно: кровь (деньги) течет по сосудам и до всех органов доходит. А если не отлажена — как у нас, появляются тромбы.
Георгий Бовт: Весь вопрос в том, что с тромбами делать. Если взять того же Хорошавина, то пока непонятно: у нас вдруг начал действовать закон или он пал жертвой разборок неких фракций во власти.
Герман Пятов: Все изменится, как только изменится понимание слова «элита». Пока это понятие ассоциируется с дорогой авторучкой, яхтой, домом на Рублевке. Все останется по-прежнему. Элитой должен называться чиновник, который, например, взял бедный регион и превратил его в богатый. Вот губернаторы Краснодарского края и Калужской области — это элита. Я ездил по детдомам этих регионов — там все хорошо.
Андрей Ковалев: Элитой должен считаться человек любой профессии, который лучше всех делает свое дело. Завершая разговор, я бы хотел обратиться к богатым людям. Давайте помогать!