На экранах столицы начался показ фильма «28 панфиловцев». «Вечерка» побеседовала с исполнителем одной из главных ролей Алексеем Морозовым.
Актер, приехавший в Москву на всероссийскую премьеру фильма, назначил мне встречу в холле гостиницы «Советская». То, что петербуржец Алексей Морозов останавливается именно в ней, как выяснилось, не случайность.
— С этой гостиницей у меня связаны ностальгические воспоминания. Во-первых, я здесь жил, когда шли съемки сериала «Таинственная страсть» (российский телесериал режиссера Влада Фурмана, снятый по произведению Василия Аксенова «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках». Показ состоялся на Первом канале. — «ВМ»). А это почти сто дней.
Во-вторых, часть сериала снимали именно в гостинице. И еще, поскольку я из Петербурга, я не могу не любить архитектуру, а это здание — такой шикарный сталинский ампир! В Москве, кстати, не так часто встретишь подобное. Здесь, на мой взгляд, слишком много современных офисных зданий, и за ними мало что разглядишь.
Но когда вдруг набредаешь на такую архитектурную красоту, конечно, сразу хочется в ней пожить (смеется). Хотя в Москве, в центре, есть уголки потрясающие. Мы, например, искали натуру шестидесятых годов для съемок — и находили! Дворики, церквушки…
— То есть до съемок в сериале вы прохладно относились к столице?
— Ну, я же жил в Москве несколько лет, когда уходил из театра, работал здесь в пиаре. Москва она вся такая… переменчивая. Город как бы подстраивается под человека, под то, что он сейчас в ней делает. А Питер — он константа, он вообще не меняется. Впрочем, с появлением «Сапсана» (скоростной поезд. — «ВМ») границы двух наших городов практически стираются. Приехать из Питера в столицу — это как из одного конца Москвы доехать до другого. Каких-то три с половиной часа! Поэтому я с удовольствием буду жить в Петербурге, а работать в Москве.
— Вас не обижает, что немалая часть зрительской аудитории негативно оценила «Таинственную страсть»?
— Я не обижаюсь ни в коем случае. Более того, я счастлив, что идет такая битва. Люди либо целиком «за», либо целиком «против». А чтобы «между» — такого нет. Значит, фильм задел зрителей, не оставил их равнодушными. Считаю, что наша цель — рассказать молодым людям о выдающихся поэтах, об особом периоде нашей истории — достигнута.
— Одно бесспорно: актеры в сериале замечательные!
— Да, шикарная у нас была команда. Чулпан Хаматова, Филипп Янковский, Саша Ильин, который наконец избавился от образа из «Интернов», где он играл такого… простоватого парня, и вдруг — Роберт Рождественский! Для меня шестидесятые — это прежде всего закончившаяся оттепель, трагедия обманутых надежд. И мне кажется, в нашем фильме это есть.
Меня тут один журналист спросил: «Как же вы играете и Аксенова, который не любит свою страну, и политрука Клочкова в «28 панфиловцах», который ее любит?» Господи, да они оба любят Родину! Просто по-разному, потому что сами эти люди — разные. Аксенов — писатель, который перерабатывает реальность под свои литературные задачи. А Клочков — простой пацан, оказавшийся в ситуации, в которой он мог поступить только так, как и поступил. Оба страну любят, но с разных позиций. Мне тоже не нравится многое, что происходит в нашем государстве, но это не значит, что я не люблю Родину.
И я буду ее защищать, если возникнет такая необходимость. Хотя я пацифист и не люблю оружия, не люблю бряцания им. Но! Мне кажется, это есть в каждом русском человеке, мужчине — готовность защищать Отечество. Поэтому, если на меня пойдет враг, который будет угрожать моей семье, моему сыну, моей жене, я возьму в руки оружие и буду их защищать.
В нас это — от предков. Во всех буквально. Я это почувствовал даже по вчерашнему залу, на премьере. Люди так реагировали на то, что происходило на экране! Я бы хотел, чтобы это увидели те, кто поднимает волну вокруг этого боя, подсчитывает, сколько их, панфиловцев, на самом деле было, ставит под сомнение сам подвиг. Он был. И герои были.
— Политрук Василий Клочков, которого вы играете, — бесспорный герой. Сложно играть такого персонажа? Как вы готовились к роли?
— Меня утвердили на роль Клочкова буквально за день до начала съемок. Отбор шел целый год. И «пазл сошелся»... Я прочитал сценарий, и мне сразу понравилось, что в нем нет никаких параллельных линий, например, любовных, нет того, что киношники называют «формат». Там формат был один: показать ребят, которые работают на войне.
Которые не занимаются ура-патриотизмом, идеологическими проблемами — люди просто работают. И одно из самых интересных замечаний режиссера Кима Дружинина, которое я услышал, было: «Леша, сделай так, чтобы я тебя в кадре не заметил». Я сначала удивился: это как же? А потом понял: мой герой должен постоянно заниматься каким-то делом, чтобы быть незаметным. И именно эти кадры оказались самыми интересными. Я это увидел на премьере. Спасибо Киму! Я его слова буду и дальше использовать как руководство к действию, и не только на съемочной площадке. Потому что действительно надо делом заниматься — и в кадре, и в жизни.
ДОСЬЕ
Родился в 1979 году в Ленинграде. Учился в Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Служил в Малом драматическом театре Льва Додина, где сыграл в спектаклях «Бесплодные усилия любви», «Повелитель мух», «Король Лир», «Бесы» и других. Снялся в двух десятках фильмов, работал на ТВ.