Андрей Мягков писал детективы и портреты, в ответ на хамство улыбался и не ходил на светские тусовки
Кинокритики обычно считали его комедийным актёром. Зрители, впрочем, оказались проницательнее: публика видела в нескладном докторе Жене Лукашине, робком статистике Новосельцеве и охрипшем лаборанте Хвостове фигуры потерянных и несовременных романтиков. В этой наивной несовременности, пожалуй, и был секрет обаяния Андрея Мягкова. Великого русского актёра, 18 февраля покинувшего нас навсегда. Вместе с его коллегами "Известия" вспоминают путь и образы Андрея Васильевича.
Он родился 8 июля 1938 года в Ленинграде в семье преподавателей высшей школы. Эти пронизывавшие его с детства чисто ленинградские хрупкость и интеллигентность остались с ним на всю жизнь. Актёрская карьера, однако, никак не ожидала Мягкова: он с детства увлекался техникой и только старшеклассником решил попробовать свои силы в драмкружке.
Серьёзно он на новое хобби ещё не смотрел, по настоянию отца поступил в Ленинградский химико-технологический институт, по окончании которого пошёл работать по специальности. Сыграла роль случайность: в 1961 году в Ленинград в поисках талантливой молодёжи приехали "скауты" (как сказали бы сегодня) из столичного Театрального училища имени Немировича-Данченко. Молодой специалист по пластическим массам Мягков решил попробовать - и успешно прошёл все три тура.
Выпустившись из самого престижного театрального вуза страны, Мягков пошёл служить в главный на тот момент театр - московский "Современник". Именно на его сцене в "Дядюшкином сне" по Достоевскому в роли дядюшки его заметил Элем Климов и предложил сняться в "Похождениях зубного врача".
Для Мягкова роль доброго дантиста-волшебника Чеснокова стала дебютом в кино - начать сразу с главной роли везёт не каждому артисту. Судьба фильма, несмотря на интерес публики, сложилась непросто - цензура усмотрела в нём "пародию на советскую действительность". После нескольких показов картина отправилась на полку до самой перестройки.
НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ
Мягков продолжал работать в "Современнике", а следующая большая роль в кино принесла ему и уважение критиков. Его Алёша Карамазов стал образцом, по которому сверяли своё видение героев Мягкова работавшие с ним впоследствии режиссёры. Партнёрами молодого актёра на съёмочной площадке были уже знаменитые Лавров и Ульянов, и он благополучно выдержал испытание. Но настоящая слава ждала его впереди - в фильмах Эльдара Рязанова. Сам Мягков, впрочем, не видел в своих самых знаменитых персонажах этаких "заинек", жертв обстоятельств, добрых увальней. Хотя само понятие доброты всегда оставалось для него главным, определяющим в искусстве. "Незлой фильм", - говорил он про "Иронию судьбы", а о своём герое судил так: "Мне, честно скажу, не хочется очень глубоко вдаваться в эти философские рассуждения, но что хорошего в Лукашине? Бросить невесту, за ночь влюбиться в другую женщину. Аморально ли? Аморальную историю люди не стали бы смотреть каждый год 30 лет подряд. Значит, что-то в ней есть такое, что эти не очень благовидные поступки оправдывает".
"Ирония судьбы" сделала Мягкова всенародно известным. 1 января 1976 года картину посмотрели не менее 100 млн зрителей - почти половина населения страны, а уже 7 февраля её повторяли - "по многочисленным просьбам зрителей". Читатели "Советского экрана" назвали Мягкова актёром года, нисколько не смущаясь тем, что фильм был снят для телевидения. Нечастый случай - картину в слегка сокращённом виде даже выпустили в кинопрокат (и люди охотно шли смотреть её по второму, третьему, четвёртому разу).
Роль Лукашина принесла Мягкову и Государственную премию, что само по себе было необычно: ведь он сыграл не секретаря райкома, не комиссара, не героя. Что-то явно менялось в воздухе - и его роли были тому и предвестием, и свидетельством.
- У Мягкова вообще много сложных драматических ролей. Но в памяти отечественного зрителя всё равно останутся те, что он сыграл у Рязанова, и это закономерно, - отметил в беседе с "Известиями" Кирилл Разлогов, доктор искусствоведения, киновед, программный директор ММКФ. - Столь велика потребность широкой аудитории в глотке свежего воздуха и надежде на лучшее, что Андрей Мягков, который был носителем этой надежды, надолго будет её символом для нашего народа.
В 1977 году он пришёл во МХАТ имени Чехова, в котором и служил до конца жизни. На сцене Мягков успешно работал в постановках пьес Чехова и Вампилова, полностью раскрывая свой богатый драматический дар. Одарён же Андрей Васильевич был во многих областях искусства. Например, написал несколько удачных детективных романов, по его собственным словам, чтобы было что почитать любимой жене - Анастасии Вознесенской, с которой он не расставался с 1963 года. А ещё он был талантливым художником-портретистом, писавшим и своего друга Олега Ефремова, и изменившего судьбу страны политика Михаила Горбачёва.
ТИХИЙ МАСТЕР
Он ненавидел "играть в звезду" - не участвовал в светских тусовках, крайне редко и неохотно давал интервью. С точки зрения околокинематографической общественности, в этом было странное, непозволительное для артиста такого калибра чудачество, но Мягков мог себе позволить и это.
- Андрей Мягков отличался от всех актёров тем, что у него "не было локтей", - рассказала "Известиям" народная артистка России Нина Гуляева. - Он был очень интеллигентный. Говорил тихим голосом. Никогда не кричал. Хамство - не про Мягкова. Даже на резкость никогда не отвечал резкостью. Он начинал улыбаться.
Об интеллигентности, мягкости Мягкова вспоминает и его партнёрша по спектаклю "Мещане" Кристина Бабушкина.
- Андрей Васильевич играл моего отца, и это для меня невероятный опыт, который остался со мной на всю жизнь, - рассказала актриса. - Я помню его тёплое и трогательное отношение ко мне. Как он учил меня относиться к профессии, к трудностям. Помню, однажды я очень серьёзно опоздала на репетицию к нему и к Алле Борисовне (Покровской. - "Известия"). По глупости своей проспала, прибежала... Они меня ждали два часа, но ни слова не сказали, не наругали даже. Простили. Понимали, что я, вся в слезах, и так сама себя уже наказала. Андрей Васильевич как-то очень забавно снял эту ситуацию и больше никогда к ней не возвращался.
За ним стояли не спонсоры, не продюсеры, не редакторы светской хроники - за ним стояла всенародная любовь. Он, наверное, был одним из последних в нашем кино, о ком можно сказать так безо всякого преувеличения и пафоса. Впрочем, много ли их было даже в золотые годы нашего кинематографа?
Актёрам обычно свойственно гордиться - иногда преувеличенно - картинами, где довелось сыграть лучшую или самую популярную роль. Мягков был в этом отношении скромен, как и большинство его киногероев. Ежегодный предновогодний марафон фильма по всем каналам вызывал у него скорее недоумение. "Мне кажется, давно пора перестать показывать этот фильм, чтобы не превратить его в посмешище. Нужно иметь меру во всём, я так считаю", - говорил он в беседе с "Известиями".
Впрочем, его герои давно вошли в современную мифологию, в фольклор - даже если представить, что все записи "Иронии судьбы", "Гаража", "Жестокого романса", "Служебного романа" вдруг исчезнут из нашей реальности, сам Мягков останется.
- Я всю жизнь буду благодарна Андрею Васильевичу за те прекрасные мгновения, что мы провели, когда вместе работали над продолжением "Иронии судьбы", - призналась "Известиям" Елизавета Боярская. - Невосполнимая утрата. Но мои дети смотрят фильмы с участием Мягкова и говорят, какой это прекрасный артист. И так будет всегда, из поколения в поколение, потому что Андрей Васильевич своими ролями оставил такой след и в кино, и в театре. Мы будем о нём помнить всегда.
Прощание с актёром пройдёт в МХТ имени Чехова 20 февраля, похоронят Андрея Мягкова на Троекуровском кладбище.