Новая картина франшизы, созданной по вселенной комиксов Marvel, добралась до российских экранов. Третья часть похождений Капитана Америки Стивена Роджерса, снятая братьями Руссо, уже обещает стать сверхприбыльной: едва стартовав, она собрала более $200 млн за первый уикенд, а на очереди — прокат в России и других странах.
Дело тут не только в спецэффектах. Например, предыдущий фильм о команде супергероев «Мстители: Эра Альтрона» также успешно начал прокат, но отзывы критиков и зрителей собрал достаточно прохладные. А вот новую ленту пресса хвалит взахлеб. И не только пресса. Известный голливудский режиссер и сценарист Кевин Смит назвал картину «лучшим кинокомиксом всех времен».
Братья Руссо действительно сняли выдающееся кино. Отошли от вечной схемы супергеройских фильмов «добро против зла» и столкнули лбами «добрых» персонажей.
Главный герой фильма — Стивен Роджерс, Капитан Америка — всегда был воплощенной справедливостью. В новом фильме этот плоский образ обрел новый подтекст. Когда свои идут против своих, трудно определиться, на чьей стороне истина, а потому никто не идеален.
Оказывается, что у цельных героев, противостоящих злу, полно собственных моральных конфликтов и нравственных проблем. Стивен Роджерс (Крис Эванс) из несгибаемого щитоносца правды превращается в человека, готового пойти против всего мира ради дружбы и отстаивания собственных принципов, пусть даже всем остальным они кажутся сомнительными.
Основной конфликт разворачивается между Капитаном Америкой и Железным Человеком Тони Старком. Старк — самый популярный герой франшизы. Исполнитель этой роли Роберт Дауни-младший давно уже кокетничает с фанатами и студией, заявляя, что откажется от своего персонажа. Однако студия внедряет Старка в фильмы, посвященные другим героям, что значительно повышает к ним интерес. Вообще, как показала практика, такая сборная солянка из популярных лиц гораздо выигрышнее.
Здесь же для зрителей сработала интрига «кто сильнее». Понятно, что в противостоянии супергероя и суперзлодея всегда победит герой. А вот в схватке между супергероями предугадать развязку практически невозможно. Тем более что за спиной у каждого — свой собственный отряд из таких же сверхгероев.
Ничем более интересным подцепить фанатов на крючок невозможно. Каждый придет в кино «болеть» за своего любимца и — что важно — найдет его действия правильными. Хитрые Руссо выстроили конфликт таким образом, что каждый из соперников одновременно и прав, и неправ. Во всяком случае, и у Старка, и у Роджерса имеется сильная мотивация отстаивать свое решение любой, даже самой дорогой ценой.
В идеальных пропорциях смешаны экшен и рассказ о персонажах. Каждый из этой разношерстной компании представлен со всеми своими достоинствами и недостатками. Сцены драк и погонь разумно встроены в драматургию, так что зритель не устает от стремительного развития сюжета.
«Первый Мститель: Противостояние» — дорогостоящее эффектное зрелище, открывающее новую эру в фильмах о супергероях, чья главная мораль состоит в том, что правда у каждого своя и нет общей. И если не пытаться выслушать правду другого и не стремиться к компромиссу, то уже и неважно, кто прав — в итоге проиграют все.
Стивен Роджерс отказывается от главного символа «Мстителей» — щита Капитана Америки, чтобы остаться Робин Гудом и далее сражаться вне закона, но на благо простых людей. Он оставляет за собой и своими соратниками право на ошибку — самую человечную черту, не присущую идеальным героям. Концовка фильма, как обычно, остается открытой — впереди заключительная часть трилогии «Мстителей».