– К сожалению, исследования показывают, что новый вирус ведёт себя нетипично – он точно не ослаб и не растерял «былую мощь». Однако сегодня ситуация более благоприятная – врачи подготовлены гораздо лучше, чем в марте-апреле. Мы имеем более полное представление о течении болезни и факторах, которые делают заболевание более тяжёлым. У нас появился большой опыт ведения пациентов с COVID-19. Есть улучшение и в подходах к лечению. Эффективных лекарств, которые способны остановить размножение вируса в организме (направленных на элиминацию вируса), пока не так много. Из новых препаратов появился только фавипиравир, который в нашей стране выпускается под тремя разными названиями. Более наглядны успехи в ведении пациентов с воспалительным и гипервоспалительным синдромом. Сегодня мы знаем, кому и когда необходимо применять антицитокиновые препараты, появилась информация о возможностях по использованию глюкокортикоидов и больший опыт в использовании респираторной поддержки пациентов – применение кислорода, неинвазивной вентиляции лёгких, искусственной вентиляции лёгких и даже экстракорпоральной мембранной оксигенации (метод насыщения крови кислородом при развитии тяжёлой, острой дыхательной недостаточности).
– А каковы методы профилактики?
– Препаратов, которые защищают от нового вируса, пока нет. Возможно, применение витаминов и микроэлементов и даёт некоторый профилактический эффект, но клинические исследования на эту тему не проводились. Поэтому утверждать, что их использование эффективно, с уверенностью нельзя.
Единственный надёжный способ профилактики – ношение маски. Если маску носит инфицированный, количество выделяемого вируса в окружающую среду резко снижается. А это благо для окружающих, поскольку тяжесть заболевания во многом зависит от того, какую дозу вирусных частиц получил человек. Чем она меньше – тем легче протекает болезнь. Но маски «работают» только в том случае, если их носят все, а не только те, кто боится заболеть. Наиболее заразен человек за два дня до появления симптомов и в первый день заболевания – то есть тогда, когда он может считать себя здоровым.
– Может ли человек самостоятельно определить, чем он болен?
– Коронавирус относится к острым вирусным инфекциям и протекает со схожими с ОРВИ симптомами – повышением температуры, кашлем, слабостью и т. д. Поставить точный диагноз «на глазок», без использования теста, не может ни пациент, ни врач.
Всегда нужно иметь в виду, что симптомы ОРВИ могут быть началом коронавирусной инфекции. Поэтому надо быть настороже. Отличительный признак коронавируса – потеря запаха и вкуса – обычно появляется спустя несколько дней после начала заболевания.
– Инфекция даёт осложнения на лёгкие, на сердце и даже на головной мозг… Её последствия придётся расхлёбывать всю жизнь?
– Наш опыт показывает, что у большинства людей происходит полное восстановление. Мы проводим компьютерную томографию лёгких и оценку функции дыхания пациентов спустя 2–3 месяца после выписки из стационара, и данные исследований внушают оптимизм. Даже у тех, кто проходил лечение на аппарате ИВЛ (то есть самые тяжёлые пациенты), лёгкие восстанавливаются полностью самостоятельно, и скорость восстановления не зависит от реабилитационных усилий. Поэтому после выписки мы даём стандартные рекомендации – больше спать, гулять, правильно питаться, беречь себя.
– Насколько опасен коктейль из гриппа с COVID?
– По имеющимся на сегодня сценариям в этом году ожидается появление трёх вирусов гриппа – H1N1, N3H2 и вируса гриппа В. То есть тех штаммов, которые до сегодняшнего дня в нашей популяции не циркулировали. Значит, болеть будут многие, что само по себе является непростой ситуацией. Наслоение двух инфекций у одного пациента – всегда тревожно, и в этом случае следует ожидать крайне тяжёлого течения заболевания.
Но есть и хорошие новости. На сегодняшний день зафиксировано крайне мало случаев, когда человек болеет двумя инфекциями одновременно. Это даёт надежду, что, возможно, коронавирус не допускает соседства с другими инфекциями и не исключено, что он «не потерпит» около себя гриппа.
Будет ли третья волна?
– Лидер ЛДПР повесил на дверях кабинета табличку «Без прививки от коронавируса не входить». Нужно ли вакцинироваться?
– Эпидемия коронавируса пока только набирает обороты. Уже есть проблемы с коечным фондом, с получением медицинской помощи. Единственный путь к прекращению пандемии – это популяционный иммунитет. Другого пути, кроме вакцинации, для нас, по сути, не существует.
– Эпидемия «испанки», которая унесла жизни от 50 до 100 млн человек во всём мире, продолжалась 2,5 года. Значит ли это, что и с коронавирусом нужно ориентироваться на этот срок?
– Сравнивать «испанку» (штамм вируса гриппа) с COVID-19 нельзя. Вирус гриппа склонен к быстрым и выраженным мутациям. У коронавируса таких свойств мы пока не наблюдаем – он мутирует не так стремительно и не так значительно, потому заболеваемость должна пойти на спад быстрее.
Что касается смертности – нужно понимать, что мы живём в другую эпоху и возможности оказания медицинской помощи в 1920 и 2020 гг. несопоставимы. Однако с учётом той волны, которая поднялась сейчас, вряд ли стоит надеяться, что коронавирус исчезнет за 2–3 месяца. Скорее всего, нам придётся с ним жить ещё какое-то время.