В 2016 году власти будут брать с населения все больше, отдавая все меньше. Подробности – в исследовании «Профиля».
«Профиль» проанализировал решения властей в области экономической политики и пришел к выводу, что россиян ждет тяжелый 2016 год. Особенно нелегко придется пенсионерам и малоимущим. Индексация пенсий и социальных пособий запланирована в размере существенно меньшем, чем инфляция. Кроме того, власти решили сократить число тех, кому положена помощь от государства. Всех остальных ждет повышение тарифов ЖКХ, рост налоговых и появление новых неналоговых поборов. Компенсировать горькую пилюлю в предвыборный год, видимо, должна бесплатная раздачи земли на Дальнем Востоке. В жизни, как в кино: будете у нас на Колыме…
Это не прогноз на будущий год. «Профиль» собрал только те меры в области экономической политики, по которым уже приняты решения. Это то, что уже точно состоится в 2016 году.
Ключевым политическим событием будущего года будут сентябрьские выборы в Госдуму. Кажется, депутаты должны были бы подготовиться и запланировать на этот год что-то хорошее для избирателей, но «подарков» особо не видно. Ведь случился экономический кризис, а депутаты несамостоятельны, главные выборы – президента – состоятся только в 2018 году. Вот к ним власть уже начала готовиться сейчас.
Возможно, традиционный предвыборный популизм Думы проявит себя и в преддверии выборов будет принято несколько приятных для населения законов, но пока баланс экономической политики будущего года для населения складывается с большим минусом.
«Радости» с горчинкой
Удалось найти не так уж много поводов для радости.
Самым нетривиальным решением на 2016 год станет, конечно, возможность для всех россиян получить 1 гектар земли на Дальнем Востоке совершенно бесплатно. Это лучшее, что могли придумать российские власти для борьбы с ползучей китайской экспансией. Когда значительная часть границы отделяет Россию от страны с самой высокой на земном шаре численностью населения, демографическое давление на наши малозаселенные территории не может не ощущаться. Но все меры экономической политики – ОЭЗы (особые экономические зоны), ТОРы (территории опережающего развития), игровая зона, дальневосточные форумы, строительство трубопроводов и т.д. – дают мало эффекта. Люди уезжают из дальневосточных регионов: чистый отток в другие регионы страны в 2013–2014 гг. – по 40 тыс. человек. И вот власти страны решились на такой необычный ход: пусть люди забирают себе в собственность огромные территории и сами несут за них ответственность.
Это совершенно невероятная возможность: много земли и бесплатно, просто Дикий Запад в США в XIX веке – воткнул виртуальный столб со своей фамилией (т. е. зарегистрировался на сайте) – и земля твоя. Но «горчинка» все же есть. Скорее всего, это будут земли без всякой инфраструктуры (дорог и электричества), где надо будет не жить, а выживать. А лучшие наделы могут отойти близким к чиновникам гражданам…
Другая радостная весть – ее огласил президент в своем послании Федеральному собранию – продление программы материнского капитала. Власти понимают ее как программу стимулирования рождаемости. В последние лет пять действительно произошел рост рождаемости, снижение смертности, знаменитый «русский крест» – расхождение этих двух показателей – вновь сошелся, и сегодня естественный прирост населения страны находится около нуля. Это следствие демографических волн, сложившихся под влиянием гражданской и двух мировых войн. Рассчитывать повлиять на ситуацию с помощью материнского капитала – значит сильно переоценивать свои возможности. Если верить статистике, к стимулированию рождаемости материнский капитал отношения не имеет, но имеет к повышению уровня жизни людей.
Демографические прогнозы однозначны – «русский крест» вновь появится, кривые рождаемости и смертности в ближайшие годы будут расходиться все дальше. В этой связи еще пару лет назад в правительстве говорили о возможности продления этой программы на 10 лет (а Минтруд предлагал продлить ее аж на 35 лет, до 2050 года). Но президент решился только на 2 года. Так что радость россиян о продлении программы тоже «с горчинкой». По стечению обстоятельств (конечно же, случайному) срок окончания программы приходится на середину 2018 года – сразу после выборов президента страны. Правительству, видимо, это совпадение показалось слишком уж явным, и оно чуть подправило решение президента и продлило программу до конца 2018 года.
«Горести» будущего года
Жесткий бюджет‑2016 с маленьким дефицитом не оставил россиянам шансов как следует порадоваться в будущем году. А вот неприятных «подарков» он преподнес даже чересчур много.
Главной статьей экономии будущего года стали пенсии. А как же иначе? Ведь это главная статья трат консолидированного бюджета. Расходы Пенсионного фонда РФ в 2016 году составят почти половину от расходов федерального бюджета, или 9,8% ВВП. Поэтому 43,2 млн пенсионеров страны становятся ее главными донорами:
– индексации пенсий ниже уровня инфляции (4% при планируемом росте цен в 2016 году на 6,4%, но, строго говоря, индексация должна компенсировать состоявшуюся инфляцию – а в текущем году она будет около 13%, по данным Росстата);
– недоиндексации ежемесячных денежных выплат 15 миллионам федеральных льготников – ветеранам, инвалидам и др. (6,4% при инфляции 2015 года 13%);
– затягивание сроков индексации. В этом году она была произведена с 1 января, а в будущем с 1 января пенсии повысят только жителям села. Остальным страховые пенсии увеличат с 1 февраля, социальные пенсии и ежемесячные денежные выплаты – с 1 апреля;
– отменена индексация пенсий работающим пенсионерам;
– конфискация накопительной части пенсий в бюджет;
– повышение пенсионного возраста для госслужащих.
При этом федеральные чиновники себя не забывают. Пенсионер с 25‑летним стажем на госслужбе может иметь доплату к пенсии в 75% оклада, так что пенсии размером под 100 тыс. рублей – это даже не предел для чиновников и депутатов.
Не менее жестко «каток» бюджетных рестрикций прошелся по социальным статьям расходов бюджета.
Программа повышения зарплат бюджетникам стартовала в соответствии с майскими указами президента РФ в 2012 году. В текущем году она была фактически приостановлена. И в 2016-м приостановка продолжится. Усилия, предпринимаемые властью, сводятся к тому, чтобы занизить масштабы повышения зарплаты (статистические хитрости), переложить бремя зарплатных трат на плечи регионов (потом их же и обвинить в срыве майских указов президента), реформировать саму систему выплат путем введения неких «эффективных контрактов» (а это чтобы обвинить в провале программы повышения зарплат самих бюджетников) и т.п.
В 2016 году расходы федерального бюджета на здравоохранение и образование снижаются даже номинально, без учета инфляции. Специальным законом приостановлена индексация окладов госслужащих, выплат военным и судьям за счет средств федерального бюджета. Принято решение о неиндексации материнского капитала в 2016 году (ранее он всегда индексировался). Система социальных пособий также недоиндексируется, но, кроме того, она реформируется. Вводятся критерии нуждаемости, с помощью которых Минтруд пытается сократить число получателей этих пособий.
Повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2016 года на 4%, до 6204 рублей – часть программы подтягивания его до 2020 года до размера прожиточного минимума трудоспособных граждан (сейчас – 10 434 рубля в среднем по РФ, т. е. МРОТ – около 57% от прожиточного минимума). Но о подтягивании сейчас речи нет вообще, наоборот, будет увеличиваться разрыв между двумя показателями: прожиточный минимум для трудящихся граждан вырос за год на 19,5% (III квартал 2015-го к III кварталу 2014-го), а МРОТ планируется увеличить только на 4%.
С одной стороны, замедленный рост МРОТ – это плохо, особенно для самых низкооплачиваемых граждан, а также для определения сумм пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, некоторым другим выплатам граждан. С другой – даже хорошо, потому что от МРОТ считаются самые разные платежи: в налоговую, штрафы, определяются размеры отчислений для самозанятого населения. Баланс этого решения подвести трудно, и все же мы поместили его в таблице в «минусы», потому что отставание МРОТ от прожиточного минимума бьет по самым бедным группам населения.
Правительство и Госдума стали в последние годы действовать более изощренно, таким образом, чтобы их действия по увеличению нагрузки на граждан было трудно «отловить» статистикой. Были освоены и применены многочисленные приемы роста налогового бремени без формального повышения налогов, фактического увеличения цен без влияния на показатель инфляции, а также получила широкое распространение практика отложенных решений (заложенных на будущее «мин»).
Рост налогового бремени без роста налогов
Не раз с самых высоких трибун мы слышали о «моратории на повышение налогов». Но наше государство всегда находит способы обойти это обязательство, повысив тяжесть налогообложения. Первый способ – старые решения. Самые очевидные примеры – введение отчислений на капитальный ремонт или плата за проезд большегрузов по федеральным трассам («Платон»). Это же то, что было принято несколько лет назад, государство ведь не может не исполнять закон? А что обещало не вводить новых налогов – так сейчас мы никаких решений по этому налогу не принимали…
Другой способ «протаскивания» новых налогов – неналоговые платежи. По данным делового сообщества, с 2016 года вводится почти два десятка новых неналоговых платежей: «Платон», плата за утилизацию упаковки (в том числе и для импортеров), за размещение отходов производства, за поддержку системы ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система для обеспечения государственного надзора за производством и оборотом спиртных напитков) и др.
Торговый сбор вводится с 2016 года на всей территории страны. Вот хотели ввести два десятка новых налогов, но в процессе обсуждения перешли к неким торговым сборам. Для некоторых видов малого бизнеса он не помешает (тем, кто на патенте или упрощенке), но по многим бизнесам ударит достаточно сильно. Местные бюджеты не в той ситуации, чтобы отказываться от нового вида поступлений в свою казну, они введут торговые сборы, как ввела его с 1 июля 2015 года Москва.
Третий способ – повышение административной или регулятивной нагрузки. Например, установка водных счетчиков на средства населения. С 2016 года для тех, кто этого не сделал, планируется повысить плату за пользование водой. Или обязательное обновление контрольно-кассовой техники: государство хочет, чтобы все контрольно-кассовые машины одновременно с выдачей бумажного чека оформляли также и электронный чек для отсылки контролирующим органам. Естественно, вся эта программа будет проводиться за счет самих предпринимателей.
Рост цен без инфляции
Это еще более интересная и сложная методика. Тут тоже есть множество приемов. Учет Крыма и Севастополя. Там ускоренно растут цены, на 20–40% в последние два года. Но в данных по году считают без Крымского федерального округа, потому что формально в базе (в 2014 году) он появился только с середины марта.
Или вводится новый взнос на капитальный ремонт. С его учетом стоимость услуг ЖКХ увеличилась бы сразу процентов на 20. Но его не учитывают: сначала потому, что нет базы (нельзя же делить на ноль), а потом учитывают только в меру его дальнейшего роста. Т. е. сам факт введения этого весьма обременительного для населения «взноса» в инфляцию не попадает.
В инфляцию не попадает рост штрафов (например, на задолженность по ЖКХ с 2016 года или дорожных), введение и расширение зон платной парковки (только рост стоимости этой парковки) и многое другое.
Наконец, даже по официальной статистике инфляция для самых бедных слоев населения чуть ли не вдвое выше средней. Потому что продовольственная инфляция выше непродовольственной, а доля продуктов питания в общих расходах у бедных слоев населения больше. Потому что низкодоходные слои населения не могут отказаться от каких-то расходов без угрозы для уровня жизни, все их расходы необходимы (средне- и высокооплачиваемые слои населения могут отказаться от отпуска за границей или смены автомашины раз в два года или от четвертого телевизора в дом и т. д.). Получается, что индекс инфляции в России существенно занижен, а это ведет к занижению всей системы индексаций (в обычных условиях, в 2016 году она просто сломана). И – приятный бонус! – занижение инфляции ведет к формальному завышению ВВП и сокрытию реальной глубины экономического кризиса.
«Мины» экономической политики
Это те самые «старые» решения, которые экономические власти страны вроде и не хотят, но вынуждены исполнять, потому что закон принят. Многие социально опасные решения вводятся именно таким образом.
Кроме уже упоминавшихся взносов на капремонт и «Платона» замечательным примером является новый налог на недвижимость. Органы власти 28 субъектов Российской Федерации (включая Москву, Московскую, Нижегородскую область и др.) приняли решение о применении с 1 января 2015 года кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы. Платежки люди получат до 1 сентября 2016 года и будут неприятно удивлены заметно возросшей суммой налога к выплате.
Чиновники пересчитали цену недвижимости по кадастровой стоимости. Она существенно превосходит реальную рыночную стоимость земли и домов. Типичная ситуация для кризиса, когда цены падают. Многие люди уже получили платежки с новым налогом и риторически интересуются: может, налоговая купит у меня землю по той цене, которую она обозначила в бумаге?
Во всем мире оценка недвижимости для целей налогообложения (то, что у нас получило название «кадастровой») всегда серьезно запаздывает по сравнению с текущей динамикой цен на нее, пересматривается раз в 5 лет или в похожий срок. Обеспечивая некоторую «выгодность» налогообложения для плательщика. У нас все наоборот.
Создавалась база для нового налога на недвижимость (Кадастр) в годы роста (начало десятых годов), чиновники фактически подтащили стоимость недвижимости к максимуму, который был достигнут в 2013–2014 годах. А вводится в действие в годы кризиса. Это «мина», взорвавшаяся именно из-за значительного разрыва во времени между принятием решения о налоге и вводом его в действие. Тогда, при принятии решения, нас уговаривали, что это почти не повлияет на расходы обычной российской семьи. И что мы получили в результате?
Только правовая инертность граждан не приведет толпы в суд для пересмотра «рыночных оценок», назначенных чиновниками. Хотя, исходя из имеющейся обрывочной судебной практики по этому вопросу, у граждан очень хорошие шансы снизить кадастровую стоимость своей недвижимости, потому что назначение этой стоимости проходило чисто формально и его трудно считать обоснованным.
Фейковые новости
Есть масса неприятностей, которые власти обрушивают на нашу голову, а потом как бы делают ход назад. Это такие фейковые, обманные новости.
Например, беспрестанное обсуждение вопроса о повышении пенсионного возраста. Много раз глава правительства или министр финансов говорят о том, что это неизбежно. Даже после того как решение о его неповышении уже принято. Людей медленно приучают к тому, что неприятное решение все-таки будет принято.
Иногда делается специально сильный замах, чтобы сделать не такой сильный удар, и люди вроде должны быть благодарны, что их интересы «отстояли». Например, начинает обсуждаться вопрос о прекращении выплат пенсий работающим пенсионерам. А все сводится к тому, что им пенсия не будет проиндексирована. Если бы проблема была поставлена так с самого начала, то, возможно, нужное решение протащить не удалось бы.
Иногда кто-то из начальства вдруг выступает с резкой идеей, чтобы «пощупать» состояние общества, понять, встретит ли эта идея сопротивление. Осенью 2015 года распространился слух о том, что срок обязательной армейской службы будет повышен до 2 лет. Потом президент РФ и некоторые генералы опровергли этот слух, но всем стало ясно, что в высшем руководстве страны есть силы, которые считают это возможным и лоббируют это решение. С учетом войн на Украине и в Сирии население впадает в панику, т. к. слух распространяется во время осеннего призыва…
Можно ли было избежать всех этих горестей?
Посмотрев на составленную таблицу, многие могут вспомнить какие-то пропущенные «Профилем» темы. Но как бы то ни было, баланс плюсов и минусов складывается в 2016 году совсем не в пользу населения. Редкие и дешевые для государства «радости» на фоне практически повсеместного наступления на уровень жизни людей со стороны огромной государственной машины: и цены, и доходы, и налоги, и новые обязательные платежи, и обременительные административные решения и т.д.
Самое плохое в том, что закручивается рецессионная спираль: падают доходы населения – падает торговля – падает производство, что ведет к новому витку сокращения доходов и так далее. И государство постоянно усиливает эти негативные тенденции, вводя все новые продовольственные эмбарго и принимая решения о дальнейшем сокращении доходов населения. Госрешения только усиливают кризисную ситуацию и в 2016 году могут стать главным фактором, провоцирующим дальнейший экономический спад.
Во всем мире принята антициклическая политика (некоторые называют это «старомодным кейнсианством») – во время кризиса именно государство «подставляет плечо» и раскручивает совокупный спрос, не давая упасть производству. Так, реакцией США на кризис 2008/2009 годов было именно резкое ослабление денежной (знаменитые «количественные смягчения») и бюджетной политики. Дефицит федерального бюджета страны в 2009 году вырос почти до 10% ВВП, за два года – в 8 раз (в абсолютном размере), до $1,5 трлн. И потом постепенно снижался, только в 2014 финансовом году опустившись до уровня менее 3% ВВП.
А мы вот больше 3% дефицита бюджета позволить себе не хотим даже в самый разгар кризиса. Почему наши власти не используют возможности бюджета и денежной политики для борьбы с ним? А потому что ждут, что вот-вот мировые нефтяные цены пойдут вверх и все у нас наладится само собой. Рискованные решения не для них.
Но нефтяные цены никак не хотят идти вверх, наоборот, к концу 2015 года они штурмуют исторические минимумы десятилетия… И все равно экономические власти страны не думают о том, как изменить свою политику для борьбы с кризисом. Они думают только о том, что еще «зарезать», чтобы пережить тяжелые времена, чтобы еще протянуть хоть немного. «Нам бы только ночь простоять да день продержаться», как говорил Мальчиш-Кибальчиш.