А какими они еще могли быть, когда речь шла об этой игре спартаковской десятки? И разве только о ней? Бакаев ведь и был не по номеру на спине, а по футбольной сути десяткой в чистом виде. Зелимхан и начал с голевого паса легоньким, изящненьким черпачком на Эсекиэля Понсе уже на третьей минуте, и весь матч продолжал заниматься тем же. В основном его передачи можно разделить либо на такие вот черпаки, либо на пасы «шведкой», внешней стороной стопы. Все работало, все спорилось. И никто уже не помнил, что какой-то месяц назад все считали Бакаева абсолютнейшим крайком — талантливым, креативным, умеющим и забить, и отдать. Но крайком.
Ну и, наконец, 81-я минута, когда все закончилось. Шюррле простреливает, Бакаев бьет в касание — и Карпов зачем-то выбивает мяч из пустых ворот, обеспечивая себе удаление (уже второе после Мияйловича) и дисквалификацию, своей команде — пенальти. Понимаю, когда такую штуку проделывал Луис Суарес в четвертьфинале ЧМ-2010 Уругвая с Ганой — все сработало, Асамоа Гьян не забил с «точки», южноамериканцы выиграли послематчевую серию и вышли в полуфинал. Но тут-то, уступая в счете, зачем?
11-метровый пошел исполнять Бакаев, который в «Спартаке» до сих пор этого никогда не делал. Когда я спрошу на пресс-конференции Тедеско, поступил ли так Зелимхан по собственной инициативе или заранее был назначен тренером, тот уйдет от прямого ответа, сказав, что для него это не имеет принципиального значения, и игроки вправе принимать такое решение сами. Что ж, в данном случае Бакаев, однозначно главная звезда матча, имел полное право взять ответственность на себя — и как же мастерски, тихонечко, от земли, и при этом недостижимо для Рыжикова, он покатил мяч в угол.
Кононов раскрыл, Тедеско нашел место
Нет, разумеется, не один Бакаев был на поле в этом матче. Прекрасно сыграла та же пара опорных Крал — Умяров, слава богу, вернувшаяся вдвоем в стартовый состав после пропуска матча с «Арсеналом». Как, разумеется, и Понсе, тоже не выходивший против Тулы с первых минут. Аргентинец цепляется просто за все мячи и классно открывается. Чех вырезает такие диагонали, что любо-дорого. 19-летний россиянин, о котором мне Олег Кононов говорил, что это — будущий капитан «Спартака» (но почему при этом его не ставил?!), рулил темпоритмом атак красно-белых. Роман Зобнин, вновь закрывавший правую бровку, явно начинает привыкать к этой позиции.
Но всего этого ощущения гармонии не возникло бы, если бы так здорово не выглядел Бакаев, которым не устают публично восхищаться партнеры — взять хотя бы послематчевое интервью Ларссона. Давно в «Спартаке» не было такого плеймейкера, на какой бы позиции он ни выходил. ?
И вот тут надо сначала отдать должное Кононову. Это ведь именно он в Туле реанимировал Бакаева, у которого мало что получалось в «Спартаке» при Каррере. Там, при расстановке 4-2-3-1, Зелимхан формально располагался справа в верхней тройке — но постоянно смещался в центр, освобождая фланг для крайнего защитника. Это, конечно, несколько иная позиция, чем чистая десятка при 3-5-2. Но все равно Бакаев не был привязан к бровке.
И именно Кононов настоял на его возвращении в «Спартак» и отдал ему десятый номер. И именно при нем хавбек начал блистать, сделав по дублю с «Туном» и «Ахматом». Другое дело, что при этом тренере полузащитник играл то справа, то слева, но ни разу — в центре, куда его (предварительно с ним об этом поговорив) отрядил Тедеско, как только возглавил красно-белых. Будь иначе — вряд ли Бакаев сделал бы ассистентский хет-трик в матче с «Локомотивом». И едва ли вел бы атаки всей команды теперь с «Крыльями». Посмотрите — на Зелимхана сейчас играют все! Потому что знают: дальше он сыграет на них.
Еще одна бесспорная заслуга Тедеско — определение схемы, которая лучше всего подходит этому составу. В частности, Ларссону. Сам Джордан в интервью клубной пресс-службе, когда только пришел в «Спартак», рассказал, что лучше всего чувствует себя при схемах с двумя форвардами в качестве одного из них. И Доменико дал ему эту роль, результат чего мы увидели в последних матчах. «Крыльям» швед не забил, но заработал не назначенный пенальти и вообще выглядел интересно и правильно. Когда же команда действовала с одним форвардом, у Ларссона не получалось — ни справа, ни на острие.
А как комфортно сейчас чувствует себя Понсе! И мы теперь понимаем, что «Спартак» взял действительно качественного форварда, которому просто нужно было дать время для адаптации. Да, конечно, нельзя упускать такие моменты, как с «Крыльями» на 79-й минуте, когда Рыжиков подарил аргентинцу мяч, и Эсекиэль все вроде бы сделал правильно — но вместо пустого дальнего угла пробил в ближний и промахнулся. Тем не менее, победный гол забил именно он, да и вообще в целом действовал так, как надо было. И тройку Бакаев — Ларссон — Понсе уже боятся так, что один тренер за другим изменяет своим привычкам и пытается «отзеркалить» спартаковскую схему.
Если у «Арсенала» эта затея здорово сработала, то у «Крыльев» — ничуть. Хотя вы же слышали Тедеско — он рассказал на пресс-конференции, что «тренер по физподготовке Влад» его уверял: Миодраг Божович вообще никогда не меняет схему и всегда применяет 4-2-3-1. Ага, рассмеялся, Доменико, не поменял. Но если совершенно другим составом (Ананидзе, Тил, Мирзов) с туляками красно-белые в позиционной атаке оказались беспомощны — и сильно сомневаюсь, что Джано получит какие-либо новые шансы, — то первоначально выбранный тренером состав с Самарой выглядел хорошо. А первый тайм — просто отлично. 1:0 по нему выглядели недопустимо малым счетом, который, зная «Спартак», имеет все шансы поменяться не в хорошую для красно-белых сторону.
Один момент для того, когда Георгий Джикия выбил мяч из пустых ворот, имелся. Но в целом «Спартак» как был намного сильнее, так и остался, что привело к двум удалениям у Самары и второму голу. Не выиграй хозяева матч, это стало бы несчастным случаем.
Тедеско заслуживает доброжелательности
Жду, что со временем Тедеско удастся вписать в игру команды Гуса Тила, понаблюдать за которым на этот матч, кстати, приехал голландский журналист. Мы общались с ним в перерыве, и за первый тайм он успел оценить Бакаева, поняв, почему его соотечественнику, за которого столько уплачено, не находится место на поле. «А куда его ставить?», — задавал коллега правильный вопрос, и при этой схеме я не находил ответа. Хотя думаю, что Тедеско, как тренер, понимающий, что в его распоряжении находится по-настоящему одаренный футболист, со временем разберется, что к чему и как его использовать.
Мы же помним, что Тил дебютировал в «Спартаке» двумя первыми и одной второй голевыми передачами в Грозном. Помним и слова Леонида Слуцкого, что не нужно ожидать от Тила роли Квинси Промеса, он не будет на поле «решалой». Но важной, стабильной частью отлаженной системы — да. Вопрос в том, что та система, которую избрал Доменико, для Гуса, пожалуй, наименее подходящая. Однако это скорее проблемы голландца, нежели немца.
Система эта также сработала в пользу Ильи Гапонова, получившего свой шанс и им хорошо воспользовавшегося. Тедеско мог либо перейти на модель с двумя центральными защитниками (благо, пара Жиго — Джикия сильна и надежна), либо сдвинуть назад еще и Крала, дав шанс, допустим, Гулиеву или Тилу. Но он, как рассказал журналистам, видел работу в последние недели Гапонова, оценил, что тот лично попросил его дать ему возможность сыграть за вторую команду. И как надежно Илья выглядел весной, когда сломались Кутепов и Жиго, так же не подвел и теперь.
Тедеско на пресс-конференциях производит приятное впечатление. Он конкретен в футбольных вопросах. И он живой. Искренне возмутился, например, своей желтой карточкой — уже третьей в РПЛ. Сказал, что, если бы за прыжки внутри технической зоны ему бы в Германии давали карточки, их у него там накопилось бы не меньше десяти. И что футбол — это эмоции. Вообще, Доменико реагирует на вопросы журналистов живо, адекватно и при этом уважительно. Может подчеркнуть, что не согласен, но никогда не хамит. А когда согласен, тут же это говорит.
Слушая его, я мысленно сравнивал Тедеско с другими иностранными тренерами «Спартака». Пожалуй, больше всего Доменико напоминает Унаи Эмери. Мурат Якин был сух, водянист и безэмоционален — уж как раз с эмоциями и искренностью у Тедеско проблем нет. Как не было их и у Массимо Карреры, который при этом умел высказываться так, чтобы очень нравиться публике. Чутье на это дело у итальянца совершенно фантастическое.
В конечном счете, все зависит от результата и игры. Если они есть, болельщики будут тренера любить, нет — никакими красивыми речами от них этого не добьешься. Но если по сугубо футбольным вещам о работе Тедеско делать выводы еще крайне рано (хотя положительных моментов сейчас уже больше, чем отрицательных), то по личностным — есть ощущение, что немец живет в реальном, не выдуманном собою мире, избегает пафоса, не врет. Что он не робот, а живой человек.
Хочется, чтобы и «Спартак» вернулся к состоянию живой команды. Но давайте не торопиться. В который уже раз напоминаю, что первые три матча при Кононове красно-белые выиграли, из первых семи в пяти победили при двух ничьих, а в промежутке между ними был роскошный для красно-белых турнир в Катаре. А потом что-то сломалось. И уже не восстановилось, как бы не менялся состав.
Чего не хватило Кононову, у которого все хорошо начиналось, еще предстоит разбираться. Но в том числе — болельщицкой доброжелательности. Трибунам не нужно в этом смысле по отношению к Тедеско повторять ошибки. Очевидно, что со стороны многих бывших игроков «Спартака», к сожалению, этой доброжелательности не хватает. А зря. Пока — в отличие от того же Якина — не вижу по тому времени, что немец провел в «Спартаке», ровно ничего плохого.